ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ ВЕРЫ В БОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

(Фрагмент статьи «Вероубеждения приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины»)

Предисловие

 

Относительно одного из важнейших постулатов Ислама — веры в предопределение (кадар) существует очень много домыслов и измышлений. До сегодняшнего дня некоторые люди продолжают публиковать лишенные какой-либо доказательной базы утверждения средневековых европейских и византийских христианских богословов о том, что будто бы мусульмане приписывают совершаемое людьми зло Богу и оправдывают это верой в предопределение. Наглядный пример этого — сочинение византийского богослова Иоанна Дамаскина «Беседа христианина с сарацином», где он приписывает воззрения одной секты джабритов, которую к тому же он выдал в искаженном виде, на всех мусульман. В связи с этим я счел необходимым поместить данный материал, переведенный с арабского на русский уважаемым Эльмиром Кулиевым, в этой рубрике для того, чтобы посетители сайта имели верное представление относительно веры ортодоксальных мусульман в Божественное предопределение.

А. А. Али-заде (Абдулла Али)


Мы веруем в предопределение с Его добром и злом, ибо Аллах предопределил всё происходящее во Вселенной, изначально ведая об этом и подчинив это своей мудрости.

Предопределение Господа осуществляется в четыре стадии:

Первая стадия — знание. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах Всеведущ. Своим извечным знанием Он ведает обо всём, что уже свершилось и что произойдёт. Он не приобретает знания, чтобы просветиться после неведения, и не забывает ничего из того, что известно Ему.

Вторая стадия — предписание. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах записал в Хранимых Скрижалях всё, что произойдёт до Дня Воскресения. «Разве не знаешь ты, что Аллаху ведомо то, что в небе и на земле? Поистине, это — в Писании, и это для Аллаха — легко» (22:70).

Третья стадия — соизволение. Мы веруем в то, что всё, что происходит в небесах и на земле, имеет место по воле Аллаха, ибо ничто не происходит без Его соизволения. Происходит только то, что пожелал Аллах, а то, чего Он не пожелал, не может произойти.

Четвёртая стадия — сотворение. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах — «Творец всего сущего, и Он — Покровитель всему. Ему принадлежат ключи небес и земли…» (39:62-63).

Эти четыре стадии относятся ко всему, что совершает сам Всевышний Аллах. Но наряду с этим, всё, что говорят и делают и от чего отказываются Его рабы, также ведомо Всевышнему Аллаху и записано у Него. Всё, что совершают творения, происходит с соизволения Всевышнего Аллаха, и именно Он творит все деяния своих рабов. «…Для тех из вас, кто хочет стать на прямой путь. Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Господь миров» (81:28-29). «А если бы Аллах пожелал, они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает» (2:253). «А если бы пожелал Аллах, они не сделали бы этого. Так отвернись от них и не слушай их измышлений» (6:112). «Аллах сотворил вас и всё, что вы творите» (37:96).

Однако вместе с тем мы веруем и в то, что Аллах одарил человека свободой выбора и волей, благодаря которым он совершает свои деяния.

Доказательством же того, что человек совершает тот или иной поступок по собственной воле, является следующее:

1) Всевышний сказал: «Ходите на пашню вашу, когда пожелаете…» (2:223). «Если бы они желали выступить [в поход], то приготовили бы [военное] снаряжение» (9:46). Таким образом, Аллах сообщил, что люди вершат дела по своей воле. 2) Аллах приказал Своим рабам действовать в связи с Его велениями и запретами. А если бы человек не имел собственной воли и права на выбор, то Аллах Своими велениями обязал бы его совершать то, на что сам человек неспособен. Подобное же несовместимо с мудростью и милосердием Всевышнего Аллаха и противоречит изреченной Им истине: «Аллах возлагает на душу только в меру её возможностей» (2:286).

3) Праведники поощряются за свои благодеяния, а грешники порицаются за свои скверные поступки, и каждой душе воздаётся тем, что она заслужила. Если бы человек творил дела не по собственной воле и не имея права на выбор, то поощрение добродетельных было бы напраслиной, а наказание грешников — несправедливостью. Но Всевышний Аллах далёк от всякой напраслины и несправедливости.

4) Всевышний Аллах отправил посланников «благовествующих и увещевающих, дабы у [неверующих] людей не было довода против [предписаний] Аллаха, после того [как к ним явились] посланники» (4:165).

А если бы человек совершал дела не по собственной воле и не имея права на выбор, то оправдание людьми своих грехов неведением было бы приемлемым и до прихода посланников, и после них.

5) Каждый человек ощущает, что при совершении каких-либо поступков он не испытывает никакого принуждения. Он встаёт и садится, входит и выходит, отправляется в поездку и остаётся дома только по собственной воле, и при этом он не ощущает того, что некто принуждает его к этому. Человек видит реальную разницу между тем, что он совершает по собственной воле, и тем, к чему он принуждён. Шариат вследствие своей мудрости также различает между этим, и человек не несёт ответственности за совершение того, к чему он принуждён насильственно.

Мы считаем, что предопределение Всевышнего Аллаха не может служить оправданием грехов, ибо грешник ослушается Аллаха по собственной воле до того, как он узнаёт, что Всевышний Аллах предустановил это для него. Ведь каждый человек узнаёт о предопределении Аллаха только после того, как некое событие уже имело место. «Ни одна душа не ведает того, что приобретёт завтра» (31:34).

Как же может быть приемлемым оправдание тем, о чём человек не знал, совершая проступок, за который теперь оправдывается?! Всевышний Аллах раскрыл несостоятельность всех подобных доводов и сказал: «Те, которые приобщают сотоварищей к Аллаху, скажут: «Если бы Аллах захотел, то ни мы, ни отцы наши не приобщали бы к Нему сотоварищей и мы не запрещали бы ничего [из того, что Он разрешил]». Таким же образом считали [посланников] лжецами те, которые жили до них, пока не вкусили Нашего наказания. Скажи [Мухаммад]: «Есть ли у вас хоть какое-либо знание [об истине]? Так явите нам его. Вы следуете лишь своим догадкам и измышляете ложь!» (6:148).

Грешнику, который пытается оправдаться предопределением, мы говорим: «Отчего ты не повинуешься Аллаху, чтобы затем сказать, что Всевышний предписал тебе это?» Поистине, человек не ведает о том, что предопределено ему, до того, как совершает это, и в этом плане нет разницы между грехами и благодеяниями. Когда Пророк сообщил своим сподвижникам, что для каждого человека уже приготовлено место либо в раю, либо в аду, они спросили: «А не стоит ли нам положиться на предопределение и прекратить совершать благие дела?» Он же ответил им: «Нет! Совершайте [благие дела], ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан».

Если ты хочешь отправиться в путешествие в Мекку и знаешь, что в неё ведут две дороги, а из достоверных источников тебе известно, что одна из них опасная и сложная, а другая — безопасная и лёгкая, но ты непременно изберёшь второй путь. Ты никогда не последуешь по первому пути, заявляя, что это предписано тебе Аллахом, а если и ты поступишь таким образом, то люди сочтут тебя безумным.

Если тебе предлагают две должности, одна из которых хорошо оплачивается, и на ней ты не будешь испытывать никаких недостатков, неужели ты выберешь должность, которая хуже этой, сославшись на предопределение?

Если тебя постигает физическое заболевание, ты стучишься в дверь каждого врача в поисках исцеления и готов перенести боль хирургической операции и горечь лекарств. Отчего же ты не поступаешь подобным образом, когда твою душу поражает порок грехов?

Мы веруем в то, что зло нельзя относить к Всевышнему Аллаху из-за совершенства Его милосердия и мудрости. В хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится, что Пророк сказал: «…а зло — не к Тебе».

Поэтому само по себе предопределение Аллаха абсолютно не является злом, ибо оно исходит из милосердия и мудрости Аллаха.

Однако злом может быть нечто предопределённое Господом, ибо в молитве кунут, которой Пророк научил аль-Хасана, он сказал: «…и защити нас от зла, которое Ты предустановил!»

Тем самым он связал зло с тем, что предопределил Аллах. Но даже это зло не является абсолютным, ибо нечто, что является злом с одной стороны, является добром с другой. Или же нечто, что является злом в одном месте, в другом месте несёт добро.

Засуха, болезни, бедность, опасность и прочие бедствия на земле являются злом, но они вместе с тем несут с собой добро. «Несчастья на суше и на море случаются в воздаяние за то, что вершили люди своими руками, дабы они вкусили часть того, что они сотворили. Может быть, они вернутся [на путь истины]» (30:41).

Отрезание руки вору и забрасывание камнями прелюбодея является злом в отношении вора или прелюбодея, ибо один из них лишается руки, а другой — души. Однако с другой стороны это является и благом для них, ибо это — искупление их грехов, и после наказания в этом мире их не постигнет наказание за этот грех в будущей жизни. Подобное также является благом из-за того, что это обеспечивает защиту имущества людей, их чести и семей.

(перевод с арабского Э. Р. Кулиева)