Mиусульманские ученыесовременности: ШЕЙХМУХАММАД НАСИРУДДИН АЛ-АЛБАНИ

Во Имя Аллаха Всемилостивого , Милосердного !

Одним из величайших мусульманских учёных и исследователей нашего времени является шейх Мухаммад Насирруддин ал-Албани (да будет доволен им Аллах). Это имя широко известно образованным кругам не только в странах исламского мира , но и во многих странах Западной Европы и Северной Америки . Очень хотелось бы , чтобы и жители России знали , уважали и помнили шейха ал-Албани , внесшего неоценимый вклад в дело Ислама .

Шейх Мухаммад Насирруддин ал-Албани (да будет доволен им Аллах) родился в городе Ашкодера , бывшей столице Албании , в 1332 году по Хиджре (в 1914 году по христианскому летоисчислению). Он был выходцем из бедной семьи . Его отец , ал-Хадж Нух Наджати ал-Албани , получив шариатское образование в Стамбуле (Турция) , вернулся в Албанию ученым-знатоком Ислама . После того , как в Албании широко распространились идеи атеизма , его семья совершила хиджру (переселение) в Дамаск (Сирия). В Дамаске будущий шейх получил начальное образование , а затем стал обучаться Священного Корану , правилам чтения Корана (таджвид) , наукам , связанным с арабским языком , праву ханафитского мазхаба (школы) и остальным положениям Исламского вероучения у различных шейхов и друзей отца . От отца он также обучился мастерству часовщика , преуспев в этом ремесле и став известным специалистом , чем он и зарабатывал себе на жизнь .

К двадцатилетнему возрасту , находясь под влиянием статей из журнала ”Аль-Манаар” , шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) начал специализироваться в хадисоведении и относящихся к этой области науках . Его первой работой явилась полная фиксация в письменной форме и комментарий к монументальному труду ал-Хафиза ал-Ираки ”Аль Мугни ‘ан-хамлиль-Асфар филь-Асфар фи тахридж ма фил-льхийа миналь-Акбар”.

Вопреки отговорам отца сын углубился в изучение хадисов и смежных наук . Более того , библиотека отца , которая в основном состояла из различных книг ханафитского мазхаба , не могла удовлетворить потребности и жажду знаний будущего шейха. Не имея финансовых возможностей приобрести многие книги , юноша брал их в знаменитой библиотеке Дамаска ”аль-Мактаба аз-Захирийа” либо одалживал у книжных торговцев .

Шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) настолько погрузился в науку о хадисах , что иногда закрывал свою часовую лавку и оставался в библиотеке по 12 часов в сутки , прерываясь лишь для совершения молитв . Довольно часто он даже не уходил из библиотеки для принятия пищи , обходясь двумя бутербродами , которые он всегда брал с собой . В конце концов , дирекция библиотеки предоставила ему специальную комнату для исследований и ключ от хранилищ библиотеки , где шейх пребывал за работой с раннего утра до поздней ночи . В этот период времени шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) написал много полезных трудов , многие из которых до сих пор не опубликованы .

На пути распространения истинного единобожия (таухид) и Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) шейх встречал большое сопротивление . Однако он с честью и терпением вынес выпавшие на его долю испытания . Немалую поддержку в трудные моменты жизни ему оказывали уважаемые шейхи Дамаска (шейх Бахджатул Байджар , шейх и имам Абдул-Фаттах и Тауфик ал-Барзах – да будет доволен ими всеми Аллах), которые побуждали его продолжать свои исследования .

Спустя некоторое время шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) стал преподавать два раза в неделю . На его занятиях , которые посещались студентами и преподавателями университетов , рассматривались вопросы Исламского вероучения (акида) , права (фикх) , хадисов и смежных с ними наук . Он также стал совершать ежемесячные поездки в различные города Сирии и Иордании , целью которых являлся призыв к истинному Исламу .

После того , как вышел в свет ряд его трудов ,шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) был приглашен читать курс лекций по наукам о хадисах в Исламский Университет Медины (Саудовская Аравия), где он проработал с 1381 по 1383 гг. по Хиджре, став также одним из членов руководства Университета . В знак признания заслуг шейха ему была присуждена профессорская степень Исламского Университета Медины .Затем он вернулся к своим прежним исследованиям и работе в библиотеке ”аль-Мактаба аз-Захирийа” , передав заведование собственной лавкой в руки одного из братьев .

Шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) посетил многие страны с циклом лекций (Катар , Египет , Кувейт , ОАЭ , Испания , Англия и др.) . Ему не раз приходилось переезжать из Сирии в Иорданию , затем опять в Сирию , затем в Бейрут (Ливан) , ОАЭ и снова в Амман (Иордания) .

Свыше сотни работ , написанных им , посвящены в основном исследованию хадисов . Он приложил немало усилий по проверке и отбору достоверных хадисов от слабых либо вымышленных хадисов . Шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) проверил на достоверность знаменитые сборники хадисов ат-Тирмизи , Абу Дауда , ан-Ниса’и , ибн Маджа и др. , включая книги ”Джами ас-Сугир ” и ”Мишкат ул-Масабих” ас-Суйути , ”Фикх ус-Сунна” Саида Сабика , ” Дозволенное и запрещенное в Исламе” шейха Карадави , ”Сады Праведных ” шейха ан-Навави , ”Адаб ул-Муфрад” имама ал-Бухари и многие другие известные книги . Благодаря шейху ал-Албани , составившему отдельные тома , в которых он собрал слабые и достоверные хадисы , исламские ученые и обычные мусульмане имеют возможность отличить слабые и вымышленные хадисы от достоверных . Кроме того , шейх ал-Албани написал великолепные книги по основам Ислама , среди которых , безусловно , следует выделить книгу ” Сифату Салят ан-Набий (салла Ллаху алейхи ва саллям) мин ат-Такбир иля ат-Таслим Ка’аннака тараха” ( ” Манера совершения молитвы Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) от начала до конца , как будто вы видите это собственными глазами”) , а также ”Манасик-уль-Хадж валь-Умра филь Китаб вас-Сунна ва Асари ис-Салаф” (”Обряды Хаджа и Умры из Книги (Аллаха) , Сунны и деяний праведных предков(салафов)”)*.

Среди его многочисленных учеников были и известные в наши дни шейхи , такие , например , как шейх Хамди Абдул-Маджид , шейх Мухаммад ‘Эйд Аббаси , доктор Умар Сулайман ал-Ашкар , шейх Мухаммад Ибрахим Шакра , шейх Мукбиль ибн Хади ал-Вади’и , шейх Али Хушшан , шейх Мухаммад Джамиль Зину , шейх Абдурахман Абдус-Самад , шейх Али Хасан Абдул-Хамид ал-Халяби , шейх Салим ал-Хилали , шейх Мухаммад Салих ал-Мунаджид и другие .

Шейх ал-Албани (да будет доволен им Аллах) скончался 22 числа месяца Джумада ас-Санийа 1420 года по Хиджре (2 октября 1999 года) в возрасте 87 лет . Да пребудет над ним милость Всевышнего Аллаха , Амин !