ИСЛАМ ВО ФРАНЦИИ

В самом сердце Французской столицы, на острове Ситэ, вашему взору открывается знаменитый собор парижской Богоматери — памятник средневекового зодчества. Но стоит вам сесть на метро и через четверть часа выйти на станции «Барбес-Рошешуар», и, побродив по окрестному кварталу, вы скоро ощутите атмосферу… мусульманского города. Вот по улице идет группа смуглых женщин в традиционных платках-хиджабах и длинных просторных платьях. Вот магазинчик, вывеска над которым, написанная по-арабски, не оставляет сомнений: он предназначен для мусульман, желающих купить халяльное мясо, разрешенное в пищу Исламом. А вот и исламская книжная лавка. Впрочем, здесь можно приобрести не только религиозную литературу от Корана до трудов известных исламоведов, но также четки (тасбих), молитвенные коврики на любой вкус, календари, украшенные кораническими изречениями или изображениями святой Каабы, а также кассеты с записями проповедей самых популярных мусульманских просветителей… За истекшие два десятилетия «присутствие» Ислама во Франции стало реальностью, с которой приходится считаться и обществу, и государству.
Как мусульмане появились во Франции?
Трехмиллионное мусульманское население Франции можно разделить на две большие группы: иммигрантов-иностранцев и «французских мусульман».
Подавляющее большинство иммигрантов составляют выходцы из бывших французских колоний в Африке. Значительная часть мусульманской» иммиграции представлена выходцами из арабских стран Ближнего Востока.
Что касается «французских мусульман», то они подразделяются на три категории: «арки», «бёры» и собственно французы-европейцы, по тем или иным причинам, принявшие Ислам.
Название «арки» (искаженное арабское «хараки») исторически закрепилось за алжирцами, служившими в частях французской вспомогательной полиции» («харака») и осевшими в метрополии. В настоящее время «арки» и их потомков, по официальным данным, насчитывается около 450 тысяч человек.
Слово («бёр» (beur) современного происхождения. На молодежном жаргоне оно означает «араб». Со временем это слово стало самоназванием для значи тельной части «французских мусульман». Быстрому росту численности «бёров» способствовал принятый во Франции в 1974 году, в условиях экономического кризиса, закон об ограничении трудовой иммиграции. Отказавшись от репатриации, иммигранты всеми правдами и неправдами старались «закрепиться» во Франции. В соответствии с французским законом, их дети уже «автоматически» получали право на французское гражданство.
Что касается обращения французов в мусульманскую веру, то это явление получило широкое распространение лишь после бурных событий «парижской весны» 1968 года, на фоне кризиса духовных ценностей, охватившего тогда все французское общество. Усиление в среде интеллигенции тяги к «нетрадиционным», в основном восточным учениям и культурам — носителям новой духовности, побудило некоторую прослойку молодых французов принять Ислам. Точная численность этой категории французских мусульман, в массе своей глубоко верующих и соблюдающих обряды исламской религии, неизвестна. По разным источникам, она колеблется от 30 тысяч до 300 тысяч человек. Среди мусульман-новообращенцев есть достаточно известные имена общественных и политических деятелей. Это философ Роже Гароди, совершивший паломничество в Мекку и принявший мусульманское имя Раджа, в свое время являлся членом руководства французской компартии.
Одним из самых популярных сегодня французских мусульман, осознанно принявших Ислам, является академик медицины Морис Бюкай, автор книги «Коран и современная наука». Западный человек, он был приглашен в качестве врача к королю Саудовской Аравии Фейсалу, изучил арабский язык и наряду с медициной занимался исследованием текста Корана. Морис Бюкай убежден, что в Коране содержится ключ ко всем тайнам мира, надо только уметь прочесть этот текст увидеть, в каком направлении следует работать, изучая ту или иную проблему.
На территории Франции мусульманское население проживает неравномерно. География его расселения совпадает с географией магрибинской трудовой иммиграции. В Париже имеются кварталы с большой численностью мусульман (Бербес и Бельвиль). Однако «лидирующие» позиции в этом отношении занимают департаменты Марсель, Лион и Лилль.
По числу последователей Ислам является во Франции второй религией после христианства. Точная численность мусульман в стране неизвестна. Специалисты называют приблизительную цифру в три миллиона человек. В населенных мусульманами районах функционируют свыше 100 мечетей.
До середины 70-х годов во Франции действовало не больше десятка мечетей, главная из которых — Большая мечеть в Париже была открыта еще в 1926 году в знак признательности государства мусульманам, сражавшимся в рядах французской армии в годы первой мировой войны.
Во второй половине 70-х годов положение начало меняться. Массовое «оседание» во Франции рабочих иммигрантов из стран Магриба послужило благодатной почвой для возникновения инициативных групп, которые начали добиваться от местных властей создания минимальных условий для свободного отправления мусульманами исламского религи-озного культа. По требованию верующих вскоре были открыты импровизированные мечети и молельные дома на некоторых круп-ных промышленных предприятиях, в частности, на заводах Рено. В результате к началу 90-х годов во Франции появилось свыше тысячи мечетей, на некоторых клад-бищах были отгорожены специальные «мусульманские» участки; на улицах, как грибы после дождя, стали открываться лавки по продаже «халяльного» мяса, колбасы и т.д. Этнокультурные различия, с одной стороны, и ориентация на различные государства и существующие политические модели мусульманского мира — с другой, позволяют выделить внутри современного «французского Ислама» три канала притока мусульман во Франции:
«Магрибинский канал» представлен во Франции, в силу исторических причин, наиболее широко. Помимо «арки» и «бёров»* в стране проживает 800 тысяч алжирцев, 450 тысяч марокканцев и 200 тысяч тунисцев.
«Африканский канал» представлен выходцами из стран Африки. Среди африканского населения Франции, по статистике, мусульман составляют 49% (христиане 50%). Исключительно сун-нитский «африканский Ислам» несет на себе сильный отпечаток народной религиозности с характерным для нее культом мураби (учитель). Мураби это преданный Исламу человек, приехавший во Францию, чтобы призывать к возращению в Ислам молодежь, порвавшую с традиционным образом жизни и Исламе.
«Турецкий канал» относится к числу крупнейших общин. Во Франции проживает около 450 тысяч выходцев из Турции. Все религиозные и религиозно-политические группы, существующие в сегодняшней Турции, присутствуют и во Франции. Здесь же есть последователи исламской Партии процветания, основанной Н.Эрбаканом, пантюркисты и представители суфийских братств.
Возможно ли на этом фоне возникновение «французского Ислама», интегрированного в французское общество и его культуру, не находящегося в конфликте с законодательством страны?
Эта проблема заботит сегодня не только государство, но и мусульманскую общественность. С 1984 года в Париже действует общество «Жить по Исламу на Западе», а в 1985 году возникла Национальная федерация мусульман Франции, которая борется за статус единственно законного представителя мусульман во взаимоотношениях с государственной властью.
Однако эти организации, где преобладают новообращенные французы, не являются достаточно представительными.