ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

Длительное содружество с Кораном должно стать одним из ваших наиболее страстных стремлений. Поэтому читайте его как можно чаще и как можно больше. Проводите с ним как можно больше времени, особенно в ночные часы. Именно так души Пророка, благословение и мир да будут с ниим, и его Сподвижников узнали путь Аллаха с тем, чтобы они были готовы взвалить на свои плечи огромную и тяжелую задачу, поставленную перед ними Кораном. Приведем по этому поводу несколько руководств и правил, которые вы должны иметь в виду.

Как часто следует читать?

Каждый день вы должны прочитывать некоторую часть Корана. Фактически, нельзя считать день завершенным, если вы не провели хоть немного времени с Кораном. Лучше читать регулярно, пусть даже понемногу, чем помногу, но лишь от случая к случаю.

Аллах любит делаемое регулярно, пусть даже понемногу, сказал Пророк, благословение и мир да будут с ним (Бухари, Муслим). Он также особенно указывал на то, что следует регулярно обращаться к Корану, в противном случае очень легко утратить достигнутое. Приверженец Корана подобен тому, кто держит за уздечку верблюда – стоит ослабить внимание, и тот убежит (Бухари, Муслим).

Как много читать?

Здесь не может быть точного ответа. Это зависит как от человека, так и от обстоятельств. Следует руководствоваться тем, что сказал на этот счет Аллах, приняв во внимание все человеческие особенности: “Читайте же, что легко вам из Корана” (Завернувшийся 73:20).

Сподвижники и их последователи поступали в этом отношении по-разному. Одни заканчивали чтение всего Корана за два месяца, другие за месяц, третьи за десять дней, четвертые за неделю, пятые даже зе день. Вы, тем не менее, должны руководствоваться критерием, приведенном в следующем Хадисе:

“Прочитывающий Коран менее, чем за три дня, не понимает его” (А б у Д а ` у д, Т и р м и д х и)

“Однажды, когда Ибн `Умар – будучи попрошен Пророком, благословение и мир да будут с ним, прочесть Коран за месяц, – стал настаивать на том, чтобы сделать это за меньшее время, он сказал ему: “Прочти его за семь дней и не увеличивай этого срока” (Б у х а р и)

То, что Коран поделен на 7 хизб (групп) и 30 джузв (частей) дает некоторое указание на то, как его желательно читать.

В этом смысле весьма разумен совет ал-Навави: тот, кто может понятьглубинный смысл путем размышления, может читать меньше, так же и тот, кто должен уделять время образованию, делам, связанным с управлением государством.

Количество прочитанного очень сильно зависит от преследуемой цели. Если вы хотите только лишь провести время с Кораном или быстро просмотреть его, можете читать быстро и, соответственно, много. Если же вы хотите впитать и раздумывать, читайте медленнее и меньше. Именно это итмел в виду ал-Газади, приводя слова сказавшего: “Иногда я заканчиваю чтение Корана каждую пятницу, иногда каждый месяц, иногда каждый год. Кроме того (при определенном типе чтения) я пытался закончить его в тесение последних тридцати лет, но так и не сделел этого” (Ихья`).

Я думаю, что в нынешних условиях большинство из нас должны ставить себе целью заканчивать прочтение всего Корана по меньшей мере каждые восемь месяцев. Это займет не более 5-15 минут ежедневно, в зависимости от того, понимаете ли вы смысл непосредственно или с помощью перевода.

Но, по крайней мере несколько раз в жизни, вы должны так-же попытаться закончиь прочтение за семь дней. Или же за месяц, особенно в месяце Ромадан. Некоторое время должно также быть посвящено медленному, вдумчивому чтению, но оно не обязательно должно быть ежедневным.

Когда читать?

Никакое время на протяжении дня не является неподходящим для чтения Корана, также нет такого положения тела, в котором этого нельзя было бы делать. Аллах говорит:

“И поминай имя Господа твоего утром и вечером, и ночью” (Человек 76:25-26)

“Тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя на своих боках” (Семейство `Имрана 3:191)

Чтение Корана – несомненно лучший способ понимания Его.

Ал-Навави говорит, что Сподвижники и их последователи читали Коран весь день и всю ночь, независимо от того, оставались ли они на одном месте, или путешествовали.

Тем не менее, есть определенные часы, которые Коран и Пророк, благословение и мир да будут с ним, рекомендуют как наиболее желательные для чтения Корана, они наиболее плодотворны и приносят наибольшие награды.

Наилучшее время для чтения – ночь, а наиболее желательная поза – поклон.

В одной из самых ранних сур, Завернувшийся /73/, как и во многих других местах, Коран говорит об этом (Семейство `Имрана 3:113, Перенес ночью 17:79, Толпы 39:9). Он также объясняет, почему это так. Чтение Корана в ночном поклоне способствует тому, что ваше сердце участвует в чтении, а воля усиливается в подчинении руководству Аллаха и выполнении миссии, порученной Им вам.

Это, однако, требует от вас а) запоминания некоторых частей Корана и б) некоторого времени ночного бодрствования.Понятно, что по разным причинам вы не сможете делать этого все время, и Коран признает такое ограничение. Он поэтому позволяет вам читать “что легко”, что значит “соответствующее количество”, в “соответствующее время” и “в соответствующей позе”.

Тем не менее необходимость и большая польза чтения Корана в ночном поклоне остаются. Поэтому вы должны уделять по крайней мере немного времени, пусть несколько минут, но регулярно, пусть раз в неделю или даже в месяц, такому занятию.

С другой сторны, биже всего к идеалу было бы, если бы вы читали Коран перед молитвами Фаджр и `Иеха`, на рассвете или перед сном. Чтение на рассвете особенно похвально (Перенес ночью 17:78).

Чтение Корана сидя на стуле, отдыхая на подушке, лежа на кровати или кушетке не нежелательно, но и не запрещено. Но никогда не делайте этого, не попросив прощения и не делайте это привычкой. С другой стороны, если вы откажетесь от чтения Корана по той лишь причине, что вы не в состоянии принять нужную позу, вы лишитесь чегото более ценного.

Правильное чтение

Вы должны правильно читать Коран. По крайней мере гласные и согласные звуки должны произноситься правильно, даже если вы не в состоянии полностью научиться искусству таджвид. Арабский язык отличается тем, что даже совсем небольшие ошибки в произношении гласных могут коренным образом изменить смысл прочитанного, иногда полностью искажая его. Может случиться так, что вы скажете что-нибудь, являющееся богохульством.

Непрерывных занятий по часу в день в течение месяца или около того достаточно, чтобы образованный взрослый человек получил в этом отношении необходимые начальные навыки.

Никто не может быть освобожден от необходимости попыток научиться правильно читать Коран. Но если вы учитесь, тот факт, что вы еще не умеете читать правильно, не должен быть причиной отказа от чтения. Если вы не араб, вы никогда полностью не овладеете искусством правильного чтения. Вы также можете не иметь возможности учиться. Пророк знал об этих трудностях, когда говорил Джибра”йлу: “Я послан, Джибра”йл, для неграмотных людей, среди которых есть старухи и старики, мальчики и девочки, и люди, никогда не читавшие книг” (Тирмидхи). Вы должны, конечно, помнить об этих его словах, но не оправдывать ими ослабление своего стремления к обучению или отказ от него.

“Тот, кто хорошо читает Коран – тот заодно с благородными и добродетельными ангелами, принесшими откровение; кто же запинается, читая его, кому трудно читать правильно, будет вознагражден вдвойне (за чтение и приложенные усилия) (Бухари, Муслим).

Красивое чтение

Кроме правильного чтения Корана желательно также овладеть искусством кир” а т для того, чтобы читать его красиво, благозвучным, приятным и мелодичным тоном. Многие Хадисы говорят об этом:

“Украшайте Коран своими голосами” (А б у Д а ” у д).

“Бог ничему не внимает так, как пророку с хорошим голосом, громко читающему Коран” (Бухари, Муслим).

“Тот, кто читает Коран не нараспев, тот не с нами” (Бухари).

“Его чтение и голос столь красивы, что когда вы слышите его, вы понимаете, что он богобоязнен” (Дарими).

Внимательное слушание

Слушайте Коран внимательно и храните молчание.

Именно об этом говорит сам Коран: “А когда читается Коран, то прислушивайтесь к нему и молчите, – может быть, вы будете помилованы!” (Преграды 7:204). Очевидно, когда говорит Бог, вы должны хранить молчание, но арабское слово, означающее “слушание”, означает не просто “физическое слушание”, но также и особое состояние внимания и восприятия.

Следовательно, нельзя делать ничего противоречащего этому указанию: разговаривать, когда читается Коран, использовать кассеты с записью кир”атв качестве “музыкального фона” для чего-либо еще, перешептываться во время чтения Корана, открывать собрания и торжества чтением Корана, если никто не уделяет ему внимания.

Некоторые Фукаха даже запрещают совершение молитвы, когда рядом с вами громко читают Коран.

Из этого правила также следует, что читающий Коран должен понижать голос и читать тихо, если громкое чтение может потребовать от находящихся рядом чегото, что они сочтут неудобным или невозможным. Долгом каждого является быть добрым к своим соседям; более того, “слушание” не должно навязываться другим, если они того не желают.

Весьма желательно также просить других читать Коран, особенно тех, кто читает его правильно, с тем чтобы слушать чтение. Пророк, благословение и мир да будут с ним, просил своих Сподвижников читать ему Коран.

Вы должны хранить в памяти то, что сказал Пророк, благословение и мир да будут с ним, по жтому поводу:

“Внимающий чтению даже одного только стиха Корана будет вознагражден вдвойне; а для читающего это будет светом в День Воскресения (А х м а д).

Завершение прочтения (Хатм)

Время, когда вы завершили чтение всего Корана, должно быть временем радости, празднования и молитвы, вне зависимости от того, как часто вы это делаете. Ал-Навави упоминает о некоторых связанных с этим правилах, почерпнутых из того, что делали Сподвижники и их последователи. Они не обязательны, но весьма желательны; соблюдайте те из них, которые сможете, и как можно чаще.

П е р в о е : Лучше всего начинать чтение ночью в пятницу, а заканчивать – ночью в четверг. Некоторые предпочитают начинать на рассвете в понедельник. Другие выбирают для этого разное время, так что ни одна минута не остается без благословения и каждая несет свидетельство о Судном Дне.

В т о р о е : Читайте последний кусок в поклоне, особенно если вы заканчиваете чтение в одиночестве.

Т р е т ь е : Собирайте к окончанию прочтения других людей и молитесь вместе с ними. Когда Анас Ибн Малик, Сподвижник Пророка, заканчивал прочтение Корана, он свою семью, и они молились (Абу Да”уд). По преданию, Хакам Ибн “Убтайба сказал: “Однажды меня пригласили Муджахид и “Убада Ибн Аби Лубаба и сказали: “Мы пригласили тебя потому, что намерены закончить чтение Корана, а молитвы во время окончания не остаются без ответа. По другой версии они сказали: “Милость Божья нисходит во время окончания чтения Корана”.

Ч е т в е р т о е : Ничего не ешьте в день, когда вы намерены завершить чтение Корана.

П я т о е : Начинайте новое чтение Корана сразу же, как только закончили предыдущее, т.е. читайте суру Открывающая книгу и несколько стихов из суры Корова после того, как вы закончите чтение суры люди. Это в каком-то смысле согласуется с Хадисом, рассказанным Анасом Ибн Маликом. “Среди лучших из дел – остановиться /по прибытии/ и отправиться в путь /продолжив путешествие/”. Когда его спросили, что это значит, он ответил: “Закончить чтение Корана и начать его”.

Ш е с т о е : Молитесь во время окончания чтения Корана. Это время, когда ваши молитвы будут услышаны и милость Божья сойдет на вас. Этому придается особое значение.

“Тому, кто читает Коран и после этого молится, сорок тысяч ангелов говорят “аминь” (Дарими). Молитесь с покорностью, богобоязненностью, надеждой, мягкостью и настойчивостью.

Молитесь за себя лично, но, конечно, молитесь и за всех остальных, особенно за ваши общие заботы умма (т.е. всех мусульман), за его честь и достоинство, за улучшение его правителей, за защиту его от опасностей, грозящих со стороны враждебных сил, за сотрудничество и единство мусульман на почве доброты и т а к в а, за то, чтобы они отстаивали Истину.

Запоминание

Запоминайте из Корана все, что можете. Коран в высшей степени требует того, что здесь оно употреблено в ограниченном смысле запоминания, означает также понимание и претворение в жизнь.

Фактически, в английском языке нет слова, способного точно отразить его полное значение. Хифз эффективно способствует тому, чтобы Коран проник в вас. Это не механическое ритуальное действие, но действие очень важное для духовности и благочестия. Только путем хифз вы сможете молясь, прочесть Коран и осознать его значение, стоя рядом с Говорящим. Но кроме того, он способствует тому, что Коран будет изливаться через ваши уста, поселится в вашем сознании и сердце, станет вашим постоянным другом. А если вы выучите еще больше, вашему внутреннему “я” будет легче участвовать в чтении, а ваш ум станет способен понимать его значение.

Пророк, благословение и мир да будут с ним, всячески это подчеркивал:

“Запоминайте Коран, ибо Бог не накажет сердце, содержащее Коран в себе” (Шарх ал-Сунна).

“Тот, кто не несет в себе ничего из Корана, подобен безлюдному и разрушенному дому” (Тирмидхи).

Так что уделите этой цели часть вашего времени, которое вы посвящаете Корану. Установите себе определенную систему. Пусть каждый отрезок времени будет посвящен определенной цели. Все таким образом прочитанное должно составить часть того, что Пророк, благословение и мир да будут с ним, читал во время молитвы или в определенные часы дня и ночи, или того, что он требовал, чтобы читали его Сподвижники или те, о чьем совершенстве он говорил. Если вы будете читать Коран регулярно, ваше внимание привлекут и другие места, их вы также должны запомнить.