СТОРОНЫ СВЯЩЕННОГО КОРАНА ОТНОСИТЕЛЬНО ОПИСАНИЯ КУЧЕВЫХ ОБЛАКОВ

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного

ВВЕДЕНИЕ

Облака имеют множество разновидностей. Только некоторые из них – дождевые. Ученые-метеорологи разделили облака на несколько форм. Эта классификация основана на определении высоты их нахождения, объема, а также способа их образования. Одна из форм облаков называется кучевыми. Эти облака развиваются по милости Аллаха, чтобы стать кучевыми дожденосными (дождевыми). Это единственная форма облаков, которая сопровождается градом, громом и молнией. Эти облака характеризуются большим объемом. Они могут достигать более 15 километров в диаметре и напоминать гору. (Рис. 1). По мере развития науки метеорологии, использования новейших приборов и оборудования, таких, как дальномер, авиация, радары, искусственные спутники земли, а также благодаря компьютерам ученые-метеорологи могут изучать мельчайшие детали процесса образования облаков и их развития. Однако еще много надо сделать в этой области науки.

Кучевое облако, о котором говорит стих Корана, изучается учеными-метеорологами с точки зрения того:
1 – как оно появляется,
2 – как развивается,
3 – какие природные явления его сопровождают.

Способы появления и развития облаков, а также наиболее значительные природные явления, сопровождающие возникновение дожденосных кучевых облаков, объяснены в стихах Корана 1400 лет назад.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Облака и дождь Метеорология стала наукой в XIX веке. Однако история ее преобразования в одну из отраслей гуманитарного знания относится к первым векам человеческой цивилизации. Историю метеорологии можно разделить на три основных периода. Как предлагает Фариз Наджар3, это можно сделать следующим образом: Первый период:

От 600 г. до н.э. до 1600 г. н.э. Этот период называется периодом догадок и предположений. В этот период господствовали идеи греческого философа Аристотеля отностительно изучения атмосферных явлений. Второй период: От 1600 г. до 1800 г. н.э. Этот период можно назвать “зарей метеорологии”. Его можно охарактеризовать как начало изобретения и развития метеорологических приборов. В этот период начинается скоординированное и последовательное сравнение элементов атмосферных явлений. В рамках этого периода, в XYII и XIX веках начинают складываться современные способы наблюдения атмосферных явлений. Третий период:

Этот период начинается с начала XX века. Метеорология становится одной из естественных наук. С этого времени начинается использование, применение и других наук, таких, как математика, физика, химия в изучении и осмыслении природы земной атмосферы.

Изучение атмосферных явлений началось и стало развиваться еще в лоне первых великих цивилизаций в Африке (Древнем Египте), Азии (Вавилоне), Юго-Восточной Азии (индийцами и татарами), в Восточной Азии. Тем не менее большинство наших знаний в этой области идет от древних египтян и вавилонян.

В Древнем Египте (3500 лет до нашей эры) метеорология имела религиозный характер. Древние египтяне считали, что различные природные явления подчиняются воле богов. Между тем вавилоняне (3000 г.- 300 г. до нашей эры) уже связывали атмосферные явления с астрономическими изменениями, что позволило им познакомиься с космической меторологией.

Несмотря на то, что первые наблюдения за атмосферными явлениями были произведены древними греками (600 лет до н.э.), однако нет свидетельств, подтверждающих, что они понимали природу формирования облаков. Даже после появления сочинения Аристотеля (300 г. до н.э.) под заголовком “Метеорология”, в котором было изложено все, что знали к тому времени об атмосферных явлениях.

Представления Аристотеля об облаках и дожде

Аристотель в своей третьей книге, озаглавленной “Метеорология”, описывает воздушную оболочку как “пространство совместного обитания огня и воздуха”, а солнце как главный фактор для образования облаков, поскольку процессы испарения и кучевания представляют собой результат близкого или далекого нахождения солнца от земли. Это и обусловливает формирование или рассеивание облаков. Описывая процесс выпадения дождя, Аристотель полагает, что это происходит от того, что горячий воздух поднимается вверх, капельки воды охлаждаются, температура их снижается, местность остывает, капельки воды собирются вместе и вода начинает литься на поверхность земли. Таким образом происходит круговорот воды в природе, вызванный движением солнца. По мере того, как солнце передвигается с одного места на другое, то есть с севера на юг, влажность воздуха увеличивается или сокращается. Маленькие капельки воды, падающие на землю, называются дождиком, а если капли воды, падющие на землю бывают большого размера, то они называются ливнем.

Согласно представлениям Аристотеля воздушная оболочка земли образуется из огня и воздуха. Его теория основана на том, что облака не могут формироваться на высоте, превышающей высоту самой высокой горы, поскольку ветер выше вершины горы содержит огонь в силу географического движения солнца.

Облака не формируются вблизи от поверхности земли из-за жары, отражемой землей. Следовательно, облака могут формироваться только в воздушной оболочке между вершинами гор и поверхностью земли.4

ГРАД, ГРОМ И МОЛНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

С древности люди наблюдали град, гром и молнии. Несмотря на различие реакции людей на эти явления природы и стимулы, подвигавшие их исследовать, всех их объединяло поклонение и готовность приносить им жертвы, будь то из страха перед этим природным зрелищем или из опасения последствий его. Месопотамская, сирийская, китайская, индийская цивилизации, а также и древние греки именно так и рассматривали эти явления.

Исторические книги, глиняные таблички месопотамской и других ближневосточных цивилизаций видели в громе знак, посылаемый богами.

В хеттскую эпоху на севере Сирии повелитель погоды был главным богом, которому поклонялись все: повелители и население, несмотря на то, что подданые были сплошь местное население, а повелители происходили из Месопотамии. В них текла кровь индо-европейская и они пришли из Средней Азии.5

Имя этого бога в различных языках народов этой местности было разным. Хорцы называли его Тейшуб, Дата – лувийцы, а потомки месопотмцев называли его на своем языке Адад.

Существует изображение на базальте царя Шоломели (1650- 1450 гг. до хиджры), приносящего жертву богу погоды. Эти ближневосточные символы были перенесены и в греческую цивилизацию. У греков был Зевс Громовержец, примерно до 1305 г. до хиджры.

Что касается китайской цивилизации, то там существовала более сложная легенда. Там был так называемый Совет хозяев грома и молнии, а также их помощники из числа лиц благородного происхождения. Этот Совет, состоящий из пяти богов, возглавлял бог грома Ли Цу.

Госпожа Тин Мио – богиня молнии – отличалась от других тем, что носила с собой два зеркала, чтобы посылать зажигающие искры. Воспроизводство звука грома было специальностью благородного графа Ли Конга, бьющего в барабан. Вот как они себе это представляли!

Индийское мифологическое наследие отличается тем, что там появилось понятие “даджра”, что означает на языке санскрит “камень”, те есть камень, падающий с неба. В последний период Будде было присвоено имя “Озаряющий Сатву”, или другими словами, “существо, поражающее громом”, что должно было олицетворять абсолютную истину.

Существует и другая картина, изображающая Будду как “Озаряющего Адахара”, то есть “Повелителя грома”. Эта картина представляет собой сидящее божество в специальной блаженной позе, держащее в правой руке камень-“гром” на уровне груди, а в левой руке у бедра – колокольчик. Такова была иллюзия!

Созерцательное отношение к этим явлениям как явлениям природы было характерно и для греков в период между IX и X веками до хиджры. Наибольшими авторитетами в этой области были такие мыслители, как Анаксагор, Эмпидокл, Клидим и другие. Наиболее известный среди них Аристотель, который прославился составлением антологии, в которую собрал изречения своих ученых современников и предшественников, назвав это сочинение “Метеорология”. Он известен также и второй книгой. Ниже мы процитируем некоторые идеи и воззрения изложенные в книге и характерные для той эпохи:

1. Гром представляет собой, согласно Аристотелю, столкновение между сухим паром и облаком. Молния же – это взрыв при выходе грома.

Причиной ее появления бывает наличие двух видов пара – сухого и влажного. Если они смешиваются в воздухе, то влажный пар окружает сухой пар и давит на него. Сухой пар сжимется во влажном и стремится выйти разом. Сталкиваясь с соседней тучей, он производит звук, может произойти и воспламенение, а это и есть сама молния.

2. Гром, по мнению Эмпeдокла, а также и Анаксагора, представляет собой производное от огня, возникшего в облаке, а молния – это его отблеск.

Эмпeдокл объясняет наличие огня сопротивлением солнечным лучам.

Анаксагор объясняет это явление горным эфиром, которому он дает название огня, сошедшего сверху.

Молния, таким образом, представляет собой проблеск этого огня, а гром – шум тушения его в облаке.

3. Гром, согласно представлениям Клидима, есть удар о влагу облака. Молния же представляет собой сверкание воды при ударе, как если бы ночью ударили палкой по водной глади, то и она засверкала бы вследствие этого. Что же касается происхождения града, то Аристотель по этому поводу отмечал примерно то же, что мы знаем и сейчас. Римляне практически ничего не добавили к этим высказываниям; более того, они даже ограничили многие понятия, бывшие в ходу у греков. Уровень научного мышления существенно понизился до доаристотельского уровня. Существовало убеждение, что есть особый вид молнии, именуемый “чудесной всепроникающей”. Если такая молния поразит бочки или какие-либо емкости с вином, то она его истребит, не повредив при этом сосуда.

Плутарх верил в то, что спящих не поражает молния, поскольку душа покидает тело во время сна, а следовательно не сопротивляется прохождению молнии, которая проникает легко и быстро.

Таким образом, все представления, господствовавшие в цивилизациях, предшествовавших появлению пророка Мухаммеда (Да ниспошлет ему Аллах благословение и мир), сводятся к следующему:

1. Гром.
а – это кнут (Месопотамия)
б – ремень грома (Месопотамия)
в – удары бубна (Китай)
г – падающий камень (Индия)
д – ветер (Аристотель)
е – огненный дождь (Эмпидокл, Анаксагор, греки)
ж – удар туч (Клидим, Греция)
з – колокольчик (Индия)

2. Молния:
а – разрыв (Месопотамия)
б – сверкающие зеркала (Китай)
в – воспламенение ветра (Аристотель, Греция)
г – проблеск огня (Эмпидокл, Анаксагор, Греция)
д – блеск воды (Клидим, Греция)

Исламский период Ибн Хальдун говорил: “Арабы не книжники и не люди науки. В своем большинстве они неграмотные кочевники. И если они и не стремились к знанию того, чего жаждало человечество – миропостижению, началу творения, тайнам бытия, то обо всем этом они спрашивали людей священного Писания до тех пор, пока не пришел Ислам. Тогда они стали постигать основные законы и приходить к истине. А остальное их не интересовало”.

На основе вышеизложенного, мы выбрали несколько хадисов, асаров и хабаров, имеющих отношение к таким явлениям, как гром, молния, град и др. Мы выбрали примерно 60 хадисов, собранных 116 путями. Мы проверили их через иснад и научным путем и пришли к следующим выводам:

1. Мы не находим ни одного достоверного хадиса, восходящего к пророку Аллаха по этому поводу.

2. Большинство хабаров, приводимых в тафсире (толковании) этих явлений, известны только их рассказчикам.

3. Рассказчики при передаче хадисов из уст в уста могли подвергнуть их искажениям и изменениям. При изучении существа произошедшего следовало очистить от искажений того, что отностися к посланнику Аллаха. Остались хабары, почерпнутые из Торы, Евангелия или высказывания древних, дошедшие до нас через приобщенных к исламу.

4. Мы остановились на одном из рассказов Абу Харейры и Кааба аль-Ахбара (Да будет доволен ими Аллах!), который не связан непосредственно с посланником Аллаха. “Молния – это дребезжание холода”6, или, другими словами, колебание холода. Арабы говорят: “Ветер хлопает по деревьям и шумит в них, колеблет их”. В хадисе Абу Харейры говорится: “Если окрасился горизонт в белый цвет, то есть, рассеялся свет, и затрепетали струны лютни, если одна ответила другому, заволнуются люди и сблизятся”.7

Это близко по смыслу тому, что говорится в стихе: “Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака, потом соединяет их…” (Стих 43 суры “Свет”), где связаны молния и град, то есть то, что уже известно современной науке.

Будь то хадис, записанный со слов Кааба, взятый им от Абу Харейры (Да будет доволен им Аллах) – это говорит лишь о том, что подобные идеи не встречались в окружающих цивилизациях и подтверждает исламское происхождение того, о чем говориться в священных стихах Корана.

Кучевые облака в метеорологии

А – Как начинается формирование кучевых облаков

Кучевые облака образуются в результате того, что ветер начинает сгонять в кучу маленькие облачка. Соединение кусочков облаков увеличивает количество водяного пара вокруг них, особенно, вокруг зоны соединения (Рис.3). На этом рисунке мы видим, что зоны В, С и Д представляют собой зоны объединения. Об этом свидетельствует направление движения ветра (оно на рисунке обозначено стрелками). На этом рисунке мы видим также и формирование воздушных потоков в этой зоне. Зона А представляет собой, напротив, зону разделения, и мы видим, что воздушные потоки не направлены в нее.

Б – Развитие кучевых облаков

1. Скопление облаков:

Известно, что скорость облаков бывает меньше, чем скорость несущего их ветра. Чем больше объем облака, тем меньше скорость его движения, что является результатом силы сопротивления. Скорость ветра снижается, как правило, при приближении к месту скопления облаков (как показано на рисунке 3). Вышеупомянутые факторы приводят к тому, что кусочки облаков соединяются вместе, затем уплотняются, а затем мы наблюдаем скопление облаков по мере приближения к зоне наибольшего их скопления.10 (См. рисунок 4).11 Анш и Ахарон12 сформулировали вышеупомянутые процессы на рисунке N513, где показаны процессы сближения и скопления облаков.

2. Кучевание облаков.

Если объединяются два или более облака, то увеличивается воздушный поток внутри облака, что привносит большое количество водяного пара, поднимаемого со дна облака, что в свою очередь, увеличивает энергию кучевания. Это способствует усилению воздушного потока, способствующего подъему облака ввысь. Это очень сильные потоки в облаке, которые ослабевают на его периферии, что приводит к кучеванию по сторонам облака. Появляется своего рода фонтан или действующий вулкан, вокруг которого собирается магма.

Как показывают свидетельства14,15, соединение облаков приводит к кучеванию, а следовательно, и к увеличению объема облака. Скопление облаков I степени дает десятипроцентное ожидание пролива дождя. Скопление II степени дает стопроцентное ожидание выпадения дождя.

В целом соединение кусочков облаков приводит к усилению кучевания16, а также к увеличению толщины облака, что свидетельствует о большей его дожденостности и способности к воспроизведению грома и молнии. Эти облака мы называем кучевыми, поскольку их образование связано с процессом кучевания именно такого рода. Это отличительная особенность такого рода облаков, не похожая на другие их формы.

Известно, что процесс собирания облаков продолжается несколько часов. Процессы соединения и кучевания происходят быстрее – примерно в течение часа или менее.

Известно17, что кучевые облака, именуемые теплыми дожденосными, имеющими относительно небольшую толщину, имеют меньшую внутреннюю температуру и большую способность к сгущению. Относительно небольшая толщина таких облаков делает их похожими на холмы, а не на горы. Их температура не позволяет им синтезировать град. Дождь из таких облаков похож на крупные капли. Он не дает ни грома, ни молнии.

Бывают кучевые облака, достигающие больших высот. Эти облака содержат в своей нижней части капли воды, которые представляют собой смесь очень холодной воды и льдинок. В самой верхней части облака находятся кристаллики снежинок. Из этих облаков может выпадать град, сформированный из воды мелких градинок или того и другого. Эти облака производят и гром и молнию. Таковы кучевые дожденосные облака, имющие форму горы.

Сопутствующие атмосферные явления

Ливни (Осадки в виде дождя и града или того и другого)

Кучевые облака двигаются по велению Аллаха. Кучевание и формирование происходят постоянно пока есть воздушные потоки, способные нести куски облаков, состоящие из капелек воды и градинок. Когда же ветры не способны нести составляющие облаков, процесс кучевания замедляется и составляющие облаков начинают непосредственно оседать на землю вертикально в виде дождя или града, или того и другого вместе. Это зависит от качества составляющих облаков, распределения температуры, степени влажности внизу облака. Что касается града, то его формирование происходит при температуре от 00 до -400 C

В этой зоне облака образуются частички воды очень холодной (менее 00 C). Это происходит при отсутствии предпосылок для кристаллизации снежинок. Эти капельки не стабильны, так как разбиваются при столкновении с другим телом.

В случае наличия сильного поднимающегося воздушного потока внутри кучевого дожденосного облака и в результате различия скоростей сильно охлажденных водных частиц и градинок происходит их столковение, приводящее к превращению сильно охлажденных капелек воды в снежинки, поглощающие градинки. Они постоянно увеличиваются в размере, а когда восходящие потоки воздуха уже не могут их нести – падают в виде града. Видели градины размером с апельсин. Это означает лишь одно: в подобных случаях крупные градины (см. рис. 6)18, выпадающие из облаков, несут большие разрушения, особенно, сельскому хозяйству. Известно также, что выпадение дождя происходит из нижней части облака (рис. 7а)19 в начале выпадения дождя, а затем из всей остальной части днища облака (рис. 7б)20 в конце процесса выпадения дождя, когда в конце жизни облака господствует внутри него нисходящий воздушный поток.

Современные теории появления молний в результате высвобожения энергии холода

А – Лабораторные исследования

а) Эффект Воркмена-Рейнольдса21

Воркмен и Рейнольдс открыли, что во время застывания воды и водного соляного раствора возникает разница электрических полей, возникающая в месте разделения снега и жидкости и пропадающая с окончанием процесса замерзания. Ученые предположили, что таким же образом происходит процесс возникновения заряда внутри облака, что порождает появление молнии.

б) Эффект Дэнджер-Джона22

Дэнджер и Джон заметили, что снег во время таяния несет в себе злектрический заряд. Это позволило Дреку сделать вывод о том, что если направить на снег струю газа с определенной скоростью, температурой и влажностью с целью его растопления, то газ, если начнется процесс таяния снега, получит заряд.

Имеется также свидетельство о полевых исследованиях Чалмерса23, который доказал, что воздушный электрический поток идет в обратном направлении по отношению к выпадающему дождю и снегу.

в) Тепло-динамический эффект снега.

Если соединяются две снежинки с разной температурой, то в резyльтате теплового взаимодействия возникает электирческий ток.

Латхэм и Стоу24 открыли, что заряд может переходить от одной снежинки к другой при их столкновении. Это может происходить при касании одной снежинки с другой, имеющей другую температуру.

Наличие воздушных пузырей в снегу заряжает последний как положительно, так и отрицательно.

г) Электризация, возникающая в результате столкновения или распада снежных кристаллов или столкновение сильно охлажденных градинок.

Пирс и Кури25 заметили, что воздушный поток, несущий частицы снега, ломает их. В результате этого кусочки и обломки кристалликов снега несут отрицательный заряд, в то время как воздушный поток несет положительный заряд.

Латхэм и Масн26 заметили, что генерирование заряда происходит в процессе столкновения и замерзания сильно охлажденных частичек воды, соприкасающихся с поверхностью снега, таким образом образуются осадки.27

Вывод:

Из всего вышеизложенного следует вывод о том, что снег и град образуют электрические заряды при переходе из одного состояния в другое, будь то столкновение, касание, таяние или разрушение. Другими словами, когда происходит изменение формы осадков, их объема, температуры или состояния.

Б – Полевые наблюдения

Кербель и Ахарон28 заметили, что источник отрицательных зарядов, высвобождаемых в облаке и направленных на землю, расположен на высоте слоя, температура которого от -15 до -250 и совпадает с зоной, в которой находятся дожди и выпадение снега (См. рис. N 8).

Этот рисунок показывает, что несмотря на географическое и сезонное различие форм облаков, сосредоточием тепла в облаке является стабильная неизменная точка отрицательного заряда.

Латхэм утверждает29, что эти полевые наблюдения, совпадающие полностью с лабораторными результатами, доказывают, что холод может создавать отрицательное электрическое поле в требуемый промежуток времени во время умеренных дождей, если концентрация снежных кристаллов в зоне образования заряда достигает 10 кристалликов на I кв.м. Местонахождение заряда расположено в ограниченном пространстве, где температура колеблется от -15 до 250 С. Очевидно, что количество основ, ядер для формирования кристалликов естественным путем недостаточно, и нет сомнения в том, что нужны дополнительные факторы для активизации этого процеса Однако не будем останавливаться на них.30

Заключение:

Лабораторные исследования и полевые наблюдения доказывают, что град может быть причиной появления молнии. Это именно то, о чем говорилось в Священном Коране еще 1400 лет назад.

Тафсир (толкование) и смысл трудных для понимания выражений в стихе 43 суры “Свет”

Выше был изложен процесс формирования и развития кучевых облаков, а также природных явлений, сопровождающих эти процессы. А теперь обратимся к тексту Священного Корана в той его части, которая касается описания кучевых облаков. Прежде всего важно ознакомиться с затруднительными для понимания изречениями Священного Корана. Обратимся к тафсирам наших благочестивых предшественников:

I. “Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака”:

В Сравнительной лингвистической энциклопедии говорится: “И ветер гонит облака: дружески их подгоняя”31 Ибн Манзур в “Языке Арабов”32 также отмечает: Аль Джаухари говорил: “Будет дан сильный толчок, если ему даст импульс молния”.33

Собственно это то, что уразумели толкователи из изречения Всевышнего “Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака”.

Ибн Кусейр отмечал: “Всевышний упоминает, что он гонит облака со всей своей силой сразу же после их появления, поскольку они еще слабы. Он их подгоняет”. Абу Сауд говорит: “Погонщик: подгонять что-то мягко и легко”. Абу Хаййан говорит: “Значение “гонит”: немного подгоняет, легонько используя тяжелый кнут”. Аль-Шаукани говорит: “Погонщик: подгонять потихоньку… значит, что он подгоняет облака мягко и легко”.

Таким образом, толкователи решили, что в начале формирования облаков бывает очень слабый ветер, который священный стих характеризует именно таким образом.

Ибн Кусейр подчеркивает: это же самое утверждают ученые – метеорологи, описывая первый этап формирования кучевых облаков, о чем говорилось выше в разделе: “Как формируются кучевые облака”.

Всевышний отмечает: “Разве ты не видишь, что Аллах гонит тучи, а потом соединяет их…” Что означает “соединяет”? Ученые-лингвисты показали, что “соединение” означает собирание в определенной последовательности и соответствии. Аль-Исфахани говорил: “Алиф соединился с удвоением… полученное состоит из различных частей. Он собрал все, как положено, представил то, что необходимо, и отложил то, что надо отложить”.

Ибн Фарис отмечал: “Хамза, лям и фа – единый корень: это свидетельствует о том, что что-то присоединилось к чему-то, а затем к многим другим вещами”.

Далее, толкователи объясняют высказывание Всевышнего “Потом соединяет их” следующим образом.

Аль-Картаби сказал: “то есть собирает и накрахмаливает, чтобы укрепить, соединить и умножить”.

Аль-Замахшари писал: “У слова “соединение” одно значение, а именно: формирование маленьких облачков, их соединение друг с другом, их “согнание” вместе. Это единственное, поскольку понимание общего смысла вытекает из отдельного”.41

Ибн Джози указывал: “Что-либо соединяющееся с другим делает различные ранее вещи нечто единым, а облака – одно слово, означающее множество их”.42

Ат-Табари сказал: “Аллах сотворил облака и соединил разрозненное”.43

Это выражение использовано в Книге Аллаха для того, чтобы показать, как происходит второй этап формирования кучевого облака. Оно включает в себя и научный смысл, видимый ученым-метеорологам.

На втором этапе формируются многочисленные облака, чтобы затем сформировать единое облако. Соединение облаков достигает той степени, когда появляется одно облако.

Происходит соединение частей одного облака, как об этом говорил аль-Замахшари, обратившись к тексту и смыслу выражения Священного Корана, чтобы сделать следующий шаг – переход от этапа “сгона” облаков к этапу их соединения, который в свою очередь требует определенного времени. Здесь мы замечаем союз “потом”, который использован в Коране для того, чтобы показать что все происходящее – процесс. “Потом” выражает последовательность во времени: “Разве ты не видишь, что Аллах гонит тучи, потом их соединяет”.

III. “Потом превращает их в тучу”

“Кучевание” происходит от слова, означающего “бросание одной вещи на другую” с целью их соединения.

Ибн Фарис отмечал: “вещи в куче – брошены одна на другую”44, а Ибн аль-Манзур указывал, что “куча – это вещи, сложенные вместе, одна на другую, как куча песка, туч, нагромождение одного на другое”45, а аль-Джаухари писал: “Куча вещей собирается тогда, когда они собраны и брошены одна на другую”.46

Толкователи слова “куча” в своих объяснениях данного священного стиха говорили следующее.

Так, Ибн Джарир аль-Табари отмечал: “Это означает накопление, соединение одного с другим”.47 Ибн Кусейр говорил: “это когда одно “седлает” другое”48, то же самое отмечали и аль-Картаби49 и аль-Замахшари50, а также Абу Сауд51, Ибн аль-Джози52, аль-Шаукани53, аль-Бейдауи54, аль-Хазин55, аль-Насфи56.

Это – третий этап формирования кучевых облаков, упоминамеый в священном стихе. Отмеченное соответствует тому, о чем говорилось в вышеупомянутой главе, названной “Кучевание облаков”. Кучевания облаков, проявляющееся в вертикальном росте самого облака, является главным показателем этого этапа. Переход к нему от предыдущего этапа требует времени. Для этой цели и был использован предлог, который указывает на временную последовательность по отношению к процессу “сгона” облаков. Этот союз – “потом”.

IV. “И ты видишь, как из расщелин ее выходит ливень”.

“Ливень” – это, по мнению большинства толкователей, дождь. Как сказал аль-Шаукани57 и аль-Картаби58: у слова “расщелина”, “расщелины” могут быть два прочтения. Ибн Джози сказал: “Ибн Сауд, Ибн Аббас, Абу Алия, Муджахид и Даххак читали: “из расщелины”.

Толкователи обсуждали значение выражения “из ее расщелин”. Они указывали, что это означает: “из ее прорех, дыр”, “из ее дверей”. Такое же толкование содержат тафсиры аль-Замахшари59, Абу Хаййана60, аль-Шаукани61, аль-Бейдави62, Абу Сауд63, аль-Насфи64. А аль-Картаби сказал по этому поводу: “Бездны – это множественное число от слова “бездна”, как “горы” – множественное число от слова “гора”, а бездна – это щель, через которую проистекают капли”65, Ибн Кусейр говорил: “Исходит из его бездны, то есть из бездн”66. Подобное прочтение также допустимо.

То, о чем говорится в священных стихах Корана, подтвердили и ученые-метеорологи, говоря о выпадении дождя из кучевых облаков.

Описанный выше этап следует за предыдущим, то есть за кучеванием. В ходе его усиливается подъем облака или происходит его снижение, в результате чего сразу же выпадает дождь, ослабляя процесс подъема облака вверх или наоборот. В облаке образуются “слабые” зоны, которые не способны нести в себе капли дождя вверх; они образуются в зоне “бездны” – дыре, прорехе, возникающей в теле облака.

V. “И низводит Он с неба горы, в которых град, и поражает им, кого желает”

Абу Сауд отмечал: “И низводит Он с неба” град. Ведь все, что выше человека есть небо. “С горы, в которой”, то есть тот, кто разорвал великолепие неба, похож на гору во всем характерном ей величии. Слово “град” стоит в такой грамматической позиции, которая предполагает, подразумевает часть от целого: второе происходит от первого.

В небе гор есть град.67 Аль-Шаукани68 говорил по этому поводу то же, что и Абу Сауд. Аль-Бейдави69 говорил то же, что и Абу Сауд. Однако первый считал это чисто риторическим вопросом. “В горе заключено объяснение граду, и сделанное вычтено, то есть, с неба, из горы снизойдет град”.

Ибн Джози говорил: “С неба нисходит “сделанное для нисхождения”, вычтенное из общего. И низводит Он с неба, из горы на небе град, и обходится без упоминания сделанного с тем, чтобы доказать уже содеянное. Употребленные предлоги и падежи показывают, что происходит частичное нисхождение с неба, поскольку то, что Аллах благоволит ниспослать, есть только часть того, что содержится в горе. Затем Он показывает единство рода, существительных, поскольку “гора” и “градина” имеют единый грамматический род”.

Вот каким образом понимают толкователи, чьи высказывания мы привели для тафсира священных стихов, поставленный вопрос. Это, собственно, то, что открыла наука. Другими словами, необходимо, чтобы облако приняло форму горы для того, чтобы образовать в своих верхних зонах сильно охлаждение. При наличии соответствующих условий градины могут увеличиваться в размере от соприкосновения с имеющими низкую температуру каплями воды. Они застывают от простого соприкосновения. Достаточно небольшого количества града в облаке, “содержащем град”, чтобы получилось (Аллах Всемогущ!) низвержение града из горы, то есть, из кучевого облака, напоминающего по форме гору, “в которой град”, а точнее, первые зачатки града. (Смотри вышеизложенное под заголовком “Кучевание”). “И поражает им, кого желает, и отклоняет, от кого пожелает”.

Эта строка из священного стиха подтверждает, что выпадение града в определенном месте и в определенное время зависит от соизволения Аллаха (Слава Ему и хвала!). Мы знаем, что все зависит от воли Аллаха. Мы этого всего не узнаем, если только Аллах не сделает это возможным, определив время выпадения дождя и града своим всемогущим соизволением. Все это происходит в соответствии с высшими законами.

И сказал Всевышний: “Блеск молнии его готов унести зрение”.

Ясно, что при граде бывает очень яркая молния. Притяжательное местоимение, использованное со словом молния, связан с ближайшим существительным, которым является слово “град”. Блеск молнии: сила молнии и ее свет влияют на зрение, которое может быть потеряно в результате сильной вспышки света. В Священной Книге молния связана с градом. Выше мы уже разъясняли, что град производит распределение электрических зарядов в теле тучи в процессе ее подъема и снижения, а затем соединяет различные электрические заряды. Тогда и происходит сильный разряд.

Вышесказанное имеет место в священном высказывании Всевышенго: “И низоводит Он с неба горы, в которых град, и поражает им, кого желает, и отклоняет от того, кого пожелает. Блеск его молнии готов унести зрение”.

Соединительный союз “и” в выскзывании Всевышнего “И низводит” полностью передает смысл множественного числа без указания на время – ведь речь шла о граде, его формировании и выпадении, что в свою очередь сопровождалось формированием дождя и его выпадением, иначе – речь шла о том, что было до и после этого.

Ряд чудодейственных явлений, заключенных в данном многозначимом знамении, обнаружится, если зададим такие вопросы, как:

1. Кто поведал Мухаммеду (Да ниспошлет его Все то, что стало известно ученым только после исследования каждой отдельной фазы движения воздушной массы в направлении формирования облака.

2. Кто сообщил ему, что второй шаг – это соединение частичек облака друг с другом? Кто мог поведать ему о такой последовательности?

3. Кто сообщил ему, что все это присходит в течение какого-то отрезка времени вплоть до момента, когда “Он превращает его в облако”?

4. Кто поведал Мухаммеду (Да ниспошлет ему Аллах благословение и мир), что есть только один фактор, способствующий кучеванию облака, оказывающий воздействие после завершения процесса соединения?

5. Кто поведал ему, что скопление частичек относится именно к облаку, что данный процесс, длящийся в течение некоторого времени – всего лишь переход из состояния соединения к другому состоянию, о котором говорится: “затем Он сделал его кучевым облаком”. Ведь все это известно только тому, кто изучал составляющие облако части и следил за внутренним движением воздушных потоков. Были ли у посланника Аллаха (Да ниспошлет ему Аллах благословение и мир) аппаратура, шары и самолеты для таких метеорологических исследований?

6. Кто тот, кто поведал Мухаммеду (Да ниспошлет ему Аллах благословение и мир), что процесс образования облаков (происходящий вследствии устремления воздушных масс вверх) сразу вызывает – в случае его прекращения – выпадение дождя? Ведь это становится известным только после изучения всего происходящего с потоками воздуха и водяными капельками внутри самого облака. Подобные действия может осуществить только тот, кто имеет предназначенную для этого аппаратуру и измерительные приборы. Была ли у Мухаммеда (Да ниспошлет ему Аллах благословение и мир) такая возможность и такие приборы?

7. Кто поведал Мухммеду (Да ниспошлет ему Аллах благословение и мир), что в облаках есть “расщелины”, из которых выпадает дождь? Об этом знает только тот, кому известна внутренняя структура облака, сформированного между небом и землей, кому известно движение воздуха внутри облака.

8. Кто сообщил Мухаммеду (Да ниспошлет ему Аллах благословение и мир), что именно форма горы характерна облаку, из которого выпадает град. Делал ли посланник Аллаха (Да ниспошлет ему Всевышний благословение и мир) классификацию типов облаков, одному из которых свойственно образование града?

9. Кто сообщил ему (Да ниспошлет ему Аллах благословение и мир) о маленьких крупинках града в кучевом облаке, крупинках формирующих градины: “И низвергает Он град из гор на небе?” Эти секреты известны только тому, кто следит за всеми этапами образования града внутри облака.

10. Кто поведал Мухаммеду (Да ниспошлет ему Аллах благословение и мир), что град вызывает молнию, что град – причина молний, что бывают молнии очень яркого свечения? Это известно только тому, кто знает природу электрических зарядов внутри облака, их различное сосредоточение и роль града в их образовании.

В силу таинственности данного явления толкователи относили происхождение молнии к облакам.

Кто же поведал Мухаммеду (Да ниспошлет ему Аллах благословение и мир) о всех этих таинствах? Ведь он был неграмотным человеком неграмотного народа, который не располагал современными научными средствами исследования.

Так кто же поведал ему (Да ниспошлет ему Аллах благословение и мир) о всех этих тайнах? Никто, кроме как Аллах, который ниспослал Коран через раба своего с тем, чтобы тот стал для людей предвестником.


Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8


СПИСОК АРАБСКОЙ И ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Священный Коран (аль-Кур’ан аль-карим)

2. Рассыпаный жемчуг (аль-Дур аль-мансур. Та. Дар аль-Фикр. Бейрут).

3. Ибн Кусейр. Тафсир (Тафсир. Кусейр. Та. Дар аль-Кутуб аль-Ильмийя. Бейрут).

4. Абу-с-Сауд. Тафсир (Тафсир Абу аль-Сауд. Та. Дар аль-Фикр. Бейрут).

5. Тафсир: “Окружающее море” (Тафсир аль-Бахр аль-Мухит. Та. Дар аль-маарифа. Бейрут).

6. Тафсир: “Победа Всемогущего” (Тафсир Фатх аль-Кадир. Та. Дар аль-маарифа. Бейрут).

7. Сборник коранических мудростей (Аль-джамиа ли-Ахкам аль-Куран. Та. Дар Ихья ат-Турас аль-араби. Бейрут).

8. Справочник (аль-Кашшаф. Та. Дар аль-маарифа. Бейрут).

9. То, что пригодится в дороге. (Зад аль-масир. Та. Аль-Мактаб аль-исламий. Бейрут).

10. Антология изречений. (Джамиа аль-баян. Та. Дар аль-Фикр. Бейрут).

11. Сборник тафсиров (Маджмуа ат-Тафасир. Та. Дар аль-Фикр. Бейрут).

12. Истинное значение необыкновенного хадиса (ан-Нихая фи гаиб аль-хадис).

13. Аль-Исфахани. Отдельные изечения. (аль-Муфрадат лиль-Исфахани. Та. Дар аль-маарифа. Бейрут).

14. Аль-Джавхари. Исправления (Ас-Сихах лиль-Джавхари. Та. Аль-Кахира).

15. Сравнительная лингвистическая энциклопедия. (Муаджам макаис аль-Люга. Та. Мактаба аль-Халяби. Миср).

16. Язык арабов (Лисан аль-араб. Та. Дар Садир. Бейрут).

17. Словарь “Тадж аль-Арус” (Тадж аль-Арус. Та. Дар аль-фикр ва ат-тавзиа).

REFERENCE

18. Gedzelman S.D. (1980): The Science and Wonder of the Atmosphere. John Wiley & Son, Inc.

19. Frisinger, H.H., (1977): The History of Meteorology to 1800, Amer. Met. Soc. Soience History Publications, pp 148.

20. Webster, E.W.. (1988): The Works of Aristole, vol. 111; Meteorologica. Oxford Universty Press, pp. 485.

21. Technical note no. 124 (1973): The USE of Satwllite Picture, W.M.O Puplication no. 333.

22. Ludlam, F.H., (1980) Clouds and Stroms. The Pennsylvania State Universty Press.

23. Anthes, R.A., Panofsky, H.A., Chair, J.J., and Rango, A., (1978): The Atmosphere., sec. 7.4.2, Charles E. Merrill Publishing Company

24. Simpson, J., Westoott, N.E., Clerman, R.J., and Pielke, R.A., (1980): On Cumulus Mergers, Arch. Meteorl. Geophys.

25. Simpson, J., (1980): Downdrafts as Linkages in Dyna-mic Cumulus Seeding Effects, J.Appl. Meteor., 19, pp 477-487.

26. Rogers, R.R., (1979): A Short Cours in Cloud Physics. Pergamon Press.

27. Mason, B.J., (1971): The Physics of Clouds, second edition, Oxford Press.

28. Workman, E.J., and Reynolds, S.E., (1948): A Suggested Mechanism for the Generation of Thunderstomm Electristy, Phis, Rev., 74 p 709

30. Chalmens, J.A. (1956): The Vertical Electric Current during Continuous Rain and Snow, J. Atmos. Terr. Phys.. Phys., 9, 311.

31. Latham, J. and Stow, C.D. (1965): The Influence of Impact Velocity and Icespeciman Geometry on the Charg Transfer Associated with Temperature Gradient in Ice, Q.J.R. soc., 91, 462.

32. Pierce. D.C., and Cunie B.W., (1949): Some Qualitative Results on the Electrification of Snow, Can. J. Rev., A27, 1.

33. Latham, J., and Mason, B.J., (1961): Generation of Electric Charge Associated with the Formation of Soft Hail in Thunder Clouds, Proc.R.Soc., A2260, 537.

34. Kiehbid, P.R., Brook, M., Chermitte, R.K., and lrnsion, C.L., (1980) Lightning Charge Structurein Thunders-torms, VI INT. Conf. Atoms. Elec., Manchester.

35. Latham, J., (1981): The Electrification of Thunderstorms, G.J.R. M. SOC., VOL. 107, p 277.