Абдулла Али
А. А. Али-заде (Абдулла Али)
ЭСХАТОЛОГИЯ ИСЛАМА
Предисловие.
Эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человечества) является неотъемлемой частью любой религиозной системы. Эсхатологические воз-зрения оказывают решающее воздействие на мировоззренческие принципы религии, являясь их логическим завершением. Ход истории мира и судеб человека занимает центральное место в вероучении практически всех мировых религий, в том числе Исламской.
Данное исследование представляет собой попытку краткого освещения сути Исламского учения о конечных судьбах мира. Актуальность данного исследования обусловлена отсутствием подробной информации о мусульманской эсхатологии в русскоязычной исламоведческой литературе. При написании данной работы была использована классическая Исламская литература, список которой приводится ниже. Многие исламские страны начали легализовать различные формы азартных игр, не только для стимулирования своей экономики, но и для привлечения как можно большего количества туристов, которым нравится играть в онлайн-казино и тратить время на вычисления шансы.
Цитаты из Корана и хадисов пророка Мухаммада приводятся в смысловом, а не в буквальном переводе.
Одной из характерных особенностей мусульманской эсхатологии является тот факт, что она не описывается в одном пророческом видении. Стихи, описывающие ход исторического процесса встречаются в различных местах Корана. Смысл их не совсем ясен без специального комментария из Сунны пророка Мухаммада. Но даже при наличии этих комментариев многие события не поддаются рациональному анализу. Исламские первоисточники утверждают, что людям не дано знать всех подробностей последних дней и их хронологию. Знания об этом принадлежат Аллаху.
1. Пришествие Масиха Исы ибн Марьям (Коран 43:61) [12, с. 7163].
2. Нашествие народов Яджудж и Маджудж, (Коран 21: 96) [1, c. 273].
3. Появление существа «Даббат уль-Арз» (Коран 27: 82) [11, c. 6177].
4. Туман (Духан), (Коран 44: 9-14) [1, c. 318].
5. Восход Солнца с места заката (Коран 75: 7-9) [1, c. 406].
Согласно хадисам пророка Мухаммада, предшествующие воскресению события будут следующие: «Десять знамений будут предшествовать воскресению и страшному суду: это
1. Восход солнца с Запада;
2. Сошествие Тумана (духан);
3. Появление существа Даббат уль-Арз;
4. Нашествие Яджуджа и Маджуджа;
5. Пришествие Исы;
6. Появление Даджала,
Затмение солнца в трех местах:
7. На западе,
8. На востоке,
9. И в Аравии;
10. Выход огня в Адене, который погонит людей к месту собрания (маш’ар)». Этот хадис приводится в «Тафсире Корана по Хадисам» Ибн Касира, со ссылкой свидетельство Хузайфы бин Узайда аль-Гифари [11, c. 6177].
Каждое из этих знамений протяженно во времени. Из них появление Даджала, пришествие Исы и нашествие Яджуджа и Маджуджа следуют непосредственно один после другого. Последовательность же других событий не ясна. Можно сказать, с определённой долей уверенности, что восход солнца с места заката и появление зверя произойдут после поражения Яджуджа и Маджуджа, а последним из знамений будет огонь, который погонит людей к месту собрания: «До последнего дня (кияма) из Хадрамаута — или Хадрамаутского моря выйдет огонь, который соберет всех людей». (Тирмизи, Фитен, 42, /2218/), [4, c. 317].
Особое место в исламской традиции занимает одно из главных событий возвещающих о конце света — это пришествие Даджала и последующие за этим события. Пророк Мухаммад сказал об этом лжепророке так: «Не было пророка, который бы не предупредил о его появлении» (Бухари, Фитен 27; Муслим, Фитен 100-103, /169/-/2933/) [4,c. 298]. Этот хадис передан со ссылкой на Ибн Омара.
Пришествие Даджала произойдет в ходе изнурительной войны, которые будут вести праведники со своими врагами. Это относится в первую очередь к войне мусульман с ромеями. Последняя война будет одной из самых драматичных в истории человечества. Об этом имеется много хадисов у Муслима и Бухари. Например, в хадисе, переданном Абу Хурайрой, рассказывается о том, что в результате этой войны мусульмане одержат победу и займут Город (возможно, Константинополь). Овладев городом, мусульмане услышат ложный слух, пущенный шайтаном, о том, что их семьями овладел Даджал. В результате этого они вернутся назад. Но, достигнув Шама (Дамаска) они услышат, что ромеи вновь готовятся к войне (Муслим, Фитен 34, /2897/) [4, c. 309-310].
И в это время на политической арене появится Даджал. Его миссия будет заключаться в уничтожении Ислама после победы мусульман над ромеями. Перед его появлением на земле в течение 3-х лет будут несчастья и голод. В хадисах встречаются описания внешнего вида лжемессии. В частности, говорится о том, что он будет видеть лишь одним глазом, и у него между глазами будет написано «неверный» (арабские буквы «ка», «фа», «ра»): «Он широкотел, краснотел, одноглаз и у него кучерявые волосы» (Бухари, Фитен 27; Муслим, Фитен 100-103, /169/-/2933/) [4,c. 298].
Отличительной особенностью Даджала будут его претензии на божественность. При этом он будет способен творить чудеса. Но это будут ложные чудеса: «У него будет вода и огонь. Но его огонь — это (вкусная) вода. А его вода на самом деле это низвергающийся огонь. Кто из вас застанет эти события пусть примет то, что он представляет как огонь. Ведь на деле это вкусная и прохладная вода» (Бухари, Фитен 26, Анбиййа 50; Муслим, Фитен 105, /2933/) [4, c. 296]. Он сможет даже оживлять мёртвых. Пророк говорил, что он будет передвигаться с очень большой скоростью[4, c. 292]. Ему удастся быть в любой точке земли, но в Мекку и Медину ему войти не удастся [4,c. 292]. Ему будут служить дьяволы, и создавать иллюзию этих лжечудес.
В хадисе, переданном со слов Фатимы, приводится следующее описание Даджала: «Я — (лжемессия) Даджал. Близок тот день, когда мне позволено будет явиться. Когда же я явлюсь, я обойду всю землю. В течение 40 дней не останется такого места на земле, которое бы я не посетил, за исключением Мекки и Медины. Эти города будут запретны для меня. Когда бы я не попытался войти в эти города, всякий раз меня будет встречать ангел с мечом в руке и будет мне препятствовать» (Муслим, Фитен 119, /2942/; Абу Дауд, Мелахим 15, /4325, 4326/; Тирмизи, Фитен 66, /2254/) [4,c. 292].
Его чары будут опасны. Всякий, кто с ним встретится, может легко попасть под его влияние. Поэтому рекомендуется избегать встречи с ним, одновременно оказывая ему сопротивление.
В приведенном хадисе от Фатимы далее отмечается, что «он (Даджал) придет с Востока» [4,c. 292].
Возможно, что его верными и фанатичными последователями будут иудеи. В пользу этого говорит хадис пророка (переданный Ибн Омаром) о сражении, которое произойдет между мусульманами и иудеями, и окончится победой первых. Этот хадис приводится в нескольких авторитетных сборниках (Бухари, Джихад 94, Менакиб 25; Муслим, Фитен 79, /2921/; Тирмизи, Фитен 56, /2237/) [4, c. 312]. В пользу того, что события описываемые в этом хадисе произойдут после пришествия Даджала и Исы говорит другой хадис, переданный Самирой ибн Джундабом, приводимый в «Муснад аль-имам Ахмад», т. 5, стр.16 [3, c. 112]. Упоминается об этом и у Ибн Касира [10, с. 5383].
Согласно хадису пророка Даджал «будет на земле в течение 40 дней. Из которых один день равен 1 году, другой 1 месяцу, третий 1 неделе (В оригинале поставлено слово «Джума»), а остальные равны обычным дням, по которым вы считаете» (Муслим «Сахих», Абу Дауд «Сунан») [10, с. 5381]. О сорока днях говорится и в хадисе переданной Фатимой бинт Кайс [4, c. 292], который был приведен ранее.
В течение этого времени состоится пришествие мессии Исы сына Марьям. Согласно Корану и хадисам пророка иудеи не убили его. Бог лишь представил им это. Этому поверили только христиане. Аллах вознёс его живым (в материальном теле) к Себе и в назначенный срок Иса волею Господа должен прийти на землю, чтобы исполнить Его волю.
Верой, исповедуемой Исой, будет Ислам. Имам Навави писал, что «Иса не примет никакой другой религии помимо Ислама» [4, c. 271-272]. Согласно Ибн Хаджеру, после пришествия Исы он увидит общину Мухаммада и вознесет мольбу Аллаху о том, чтобы Он сделал его одним из них, и Аллах примет его мольбу [4, с. 273].
Иса убьёт Даджала [4, с. 273] и благодаря мольбе Исы Богу человечество будет спасено от нашествия Яджуджа и Маджуджа [10, с. 5381]. Кроме того, он станет справедливейшим правителем и во время его правления не будет нужды и бедности, и он отменит джизье (налог с «людей писания») [4, c. 270]. Отмена джизье произойдет потому, что «людей писания» (иудеев и христиан) больше не будет. Это произойдет потому, что после его пришествия ни у кого не останется никаких сомнений относительно его истории и личности.
Более того, ортодоксальное Исламское вероучение настаивает на том, что на протяжении всей истории христиане и иудеи в конечном итоге признают пророческую миссию Иисуса, что следует из хадиса пророка, переданным со слов Абу Хурайры: «Среди «людей писания» (иудеев и христиан) нет никого, кто перед смертью не уверовал бы в то, что Иса является истинным пророком. В день воскресения же Иса будет свидетельствовать против них» (Бухари, Бюйу 102, Мезалим 31, Анбиййа 49; Муслим, Иман 242, /155/; Абу Дауд, Мелахим 14, /4324/; Тирмизи, Фитен 54, /2234/) [4, c. 270].
По поводу этого хадиса Ибн Аббас сказал: «Никакой иудей или назрани (христианин) не умрет, не уверовав (в пророческую миссию) Исы. Однако нет пользы от веры (которая приходит) непосредственно перед смертью» [4, c. 273].
Второе пришествие Исы состоится в канун битвы мусульман с Даджалом после возвращения воинов Ислама из Константинополя в Дамаск. Иса придёт на рассвете во время утреннего намаза в день выступления мусульман в поход. «Они (воины Ислама) будут готовиться к битве и встанут на намаз. В момент чтения Икамы, придет Иса» (Муслим, Фитен 34, /2897/) [4,c. 309-310]. «На нем будет два одеяния цвета земли» [4,c. 274]. У Ибн Касира приводится другой хадис со ссылкой на имама Ахмада, где говорится о том, что «Аллах оживит Мессию, сына Мариам и он спустится с небес, опираясь на крыльях двух ангелов, на востоке Дамаска, возле белого минарета» [10, с. 5381].
В хадисе, переданном со слов Джабира, говорится о том, что к нему подойдет лидер мусульман и предложит ему встать на месте имама и провести молитву, однако Иса откажется (Муслим, Иман 247) [4,c. 274] и «встанет на намаз за ним» [4,c. 277]. Возможно, что этим лидером будет потомок пророка Мухаммада, которого называют Махди. Его имя будет Мухаммад ибн Абдулла, в соответствии с хадисом, в котором упоминается человек, которого будут звать также как и пророка Мухаммада. Этот человек наполнит мир справедливостью. (Этот хадис приводится у Абу Дауда, Махди 1, /4282/; Тирмизи, Фитен 52, /2231, 2232/) [4,c. 275].
Махди и Иса возглавив отряд, пойдут на Даджала и убьют его [4,c. 277]. В хадисе пророка это описывается следующим образом: «Как только враг Аллаха увидет Ису, сразу начнет таять, подобно тому, как тает соль в воде. И если бы его не тронули, то он так и растаял бы до смерти. Однако Аллах умертвил его могущественной рукой» (Муслим, Фитен 34, /2897/) [4,c. 310]. Согласно другому хадису, Иса «убьет Даджала у ворот Лад аш-Шарк (предположительно в Иерусалиме)» [10, с. 5381-5382].
После этой победы на земле воцарятся покой и благоденствие. «Сын Марьям будет справедливым правителем. Он уничтожит свиней, установит джизию. Мусульмане не будут переживать потрясений. Зла, ненависти и зависти не будет» [4,c. 270-271].
После пришествия Мессии (Исы) будет прекрасная жизнь. «Все религии, помимо Ислама будут полностью упразднены. Обитателям земли будет обеспечена безопасность. Львы будут пасти верблюдов, а дети играть со змеями» [4, с. 274].
О продолжительности жизни Исы имеется следующий хадис: «Он будет жить на земле 40 лет, а затем умрёт. Мусульмане совершат над его телом намаз джаназа» (Абу Дауд). Однако вместе с тем, необходимо отметить, что среди мусульманских ученых нет единого мнения относительно продолжительности жизни Исы, после его пришествия. Одни считают, что он пребудет на земле 7 лет, другие 19 лет, третьи 40 лет [4, с. 274]. Однако необходимо отметить, что, скорее всего, все эти даты условные.
Относительно таких личностей как «Мессия», «Махди», «Лжепророк», «Даджал» в хадисах имеется информация, которая позволяет понимать эти понятия более широко. Например, в хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, говорится: «Страшного Суда не будет до тех пор, пока не появятся тридцать Даджалей (лжепророков). Каждый из них будет считать себя посланником Аллаха» (Тирмизи, Фитен, 43, /2219/; Абу Дауд, Мелахим 16, /4333, 4334, 4335/). [4, с. 322].
Точно так же, в ряде случаев, следует понимать понятие «Махди». Например, в одном хадисе говорится: «В конце каждого столетия Аллах пошлет для этой уммы человека, который обновит веру» [4, с. 266]. Таких людей в исламском богословии называют «Муджадидами». Понятие «Муджадид» часто отождествляют с понятием «Махди». В целом здесь, с большой долей уверенности можно сказать, что ортодоксальное Исламское богословие признает деятельность реформаторов. Однако реформой в богословии является не привнесение каких-то новых элементов в вероучение, а проповедь настоящего Ислама времен пророка, свободного от нововведений (бид’а) [4, с. 267]. Именно чистый Ислам, свободный от поздних нововведений, основанный исключительно на Коране и Сунне является единственным истинным путем для индивидуального спасения человека и стимулятором общественного прогресса.
Однако широкое понятие понятий «Даджала» и «Махди» вовсе не означает того, что эти имена не связаны с конкретными историческими личностями. Таким образом, можно заключить, что, не смотря на то, что значение этих понятий в мусульманской эсхатологии, в целом, имеет более широкий смысл, тем не менее, эти имена связаны также с конкретными людьми.
Современные мусульманские ученые считают последователей кадианизма, бахаизма и других учений, отколовшихся от Ислама, последователями лжепророков и не признают их мусульманами.
За время жизни на Земле Мессия Иса предотвратит ещё одно бедствие — нашествие Яджуджа и Маджуджа. «Это воинственные народы, которые происходят от сына Нуха Йафеса. Тюрки — это лишь их самая незначительная часть» [10, с. 5379]. В своем комментарии к русскому переводу Корана В. Порохова дала об этих народах следующее определение: «Речь идет о двух варварских народах, совершавших страшные набеги на соседние народы» [2, c. 736].
Эти народы скрываются за стеной, которую возвел праведник Зулькарнайн, которого иногда ошибочно отождествляют с Александром Македонским. «Возможно, что он был одним из царей Йемена, который жил во времена пророка Ибрахима (Авраама)» [5, с. 83]. Нет точных сведений о том, где находится эта стена, и какие народы подразумеваются под общими названием «Яджудж» и «Маджудж».
История заточения Яджуджа и Маджуджа Зулькарнайном известна из Корана (18: 94-97) [2, c. 322-323]. В хадисе пророка, переданном Абу Хурайрой, говорится, что эти народы постоянно подтачивают эту стену и, в конце концов, прорвут ее и начнут опустошительное вторжение на другие народы (Тирмизи, Тафсир Каф /3151/; Ибн Мадже, Фитен 33, /4080/) [5, с. 81-82]. Согласно хадисам, это нашествие будет одним из самых больших бедствий в истории человечества. Их многочисленные полчища заполонят землю. Продвигаясь, они будут уничтожать всё, что попадётся на их пути.
Согласно хадису от имама Ахмада следует, что вторжение Яджуджа и Маджуджа произойдет после пришествия Исы. После победы над Даджалом Иса пойдет на войну против этих народов. Однако Иса и его сподвижники будут не в состоянии победить их. Тогда они, увидев безысходность своего положения, будет молить Аллаха о помощи. Ответив на их мольбу, Аллах пошлёт на Яджудж и Маджудж червей (возможно, какую-то эпидемию), которые уничтожат эти племена. Данный хадис, с описанием всех этих событий, приводится у Ибн Касира [10, c. 5382].
После торжества добра и справедливости Ислам постепенно будет предан забвению. Неверие и разврат станут нормой жизни (Муслим). Возродятся невежество и идолопоклонничество. Даже Кааба будет разрушена: «Каабу разрушит коротконогий эфиоп» [3, c. 117]. В эти мрачные времена Аллах умертвит всех оставшихся немногочисленных праведников, для того, чтобы покарать оставшихся нечестивцев: «Аллах направит с Йемена ветер, который умертвит тех, у кого будет веры хоть на крупицу» [3, c. 116].
Как было отмечено ранее, все описанные выше события произойдут последовательно. Последовательность других событий, являющихся предвестниками дня Суда, не известна.
Одним из таких знамений станет восход солнца с места восхода. Пророк сказал: «Не наступит день Воскресения до тех пор, пока солнце не взойдет с места заката. Когда люди увидят восход Солнца с Запада, они все уверуют. Однако те, кто не веровал ранее, не извлечет от этой веры никакой пользы. (Бухари, Рикак 39, Истиска 27, Закят 9; Муслим, Иман 248, /157/; Абу Дауд, Мелахим 12, /4312/) [4,c. 324]. Ибн Хаджер считал, что это событие произойдет после выхода Даджала, пришествия Исы, нашествия Яджуджа и Маджуджа [4, с. 325].
Другим знамением является Туман (Духан), который покроет землю. Об этом говорится в Коране: «Подожди же дня, когда небо изведет явный дым, он покроет людей; это мучительное наказание» (Коран, 44: 10-12) [4, с. 406]. Этот туман окутает всю землю. Люди будут потрясены этим и будут в ужасе. От этого тумана неверные будут пухнуть до смерти, а праведники всего лишь перенесут от него болезнь подобную насморку. (Подробнее об этом см. «Тафсир Корана по хадисам» Ибн Касира [12, с. 7180-7187]).
Ещё одним таким событием станет выход существа, которое называется «Даббат уль-Арз» из-под земли. Об этом имеется информация в Коране (27: 82) [1, с. 318] и хадисах [4,c. 342]. Ибн Касир писал, что это живое существо выйдет тогда, когда неверие, искажение и забвение религии Аллаха будет нормальным явлением. Возможно, он выйдет в Мекке, а возможно и нет. Он будет говорить с людьми. Далее Ибн Касир привел хадис, переданный Али ибн Абу Талибом о том, что вместе с Даббат уль-Арз появятся посох Мусы (Моисея) и кольцо Сулеймана (Соломона). Посохом Мусы это существо будет ставить печать на лица оставшихся немногих праведников. Эта печать вначале будет в виде белой метки, которая затем расползется по всему лицу и лица праведников, таким образом, будут белыми. Кольцом Сулеймана же Даббат уль-Арз будет ударять по лицам неверных и на их лицах вначале появится черная метка, которая расползется по их лицам и они станут черными. Затем он будет возвещать людям о том, кто из них будет в раю, а кто в аду. Подробнее об этом см. в «Тафсире по хадисам» Ибн Касира [11, с. 6176-6181]. Согласно другим данным это существо выйдет три раза [4, с. 343].
Наконец, еще одним знамением перед наступлением дня всеобщего воскресения будет выход огня из-под земли в Хадрамауте (Йемен), «который соберет людей». Местом сбора будет Шам (Дамаск), так как пророк сказал: «Вы должны собраться в Шаме» (Тирмизи, Фитен 42, /2218/) [4,c. 317].
Помимо всех описанных выше основных исторических вех мусульманской эсхатологии, в хадисах пророка имеется также описание упадка морали и нравственности человечества в процессе истории. Это и учащение прелюбодеяний, и распространение лихоимства, и распространение невежества, и учащение убийств, и распространение вина и многое другое.
После этого раздастся два трубных гласа (cур) со стороны Божьего Ангела (Исрафила) [4, с. 347]. После первого трубного гласа вся вселенная и всё живое погибнет. Аллах уничтожит небеса (Коран, 21: 104) [9, c. 5390], звёзды (Коран, 77: 8) [12, c. 8228] и моря (Коран, 82: 3) [1, c. 491]. Однако некоторые мусульманские ученых считали, что трубных гласов (сур) будет три и более [4, с. 348-349]. Вслед за этим, Аллах снова создаст новую землю, которая будет плоской (Коран, 18: 47; 14: 48) [8, c. 4353]. После второго трубного гласа (сур) всё человечество воскреснет (Коран, 22: 7; 36: 51-52; 39: 68) . Кроме того[1, c. 274, 362-363, 382], после 2-го гласа всё человечество будет собрано воедино (маш’ар) (Коран, 18: 99; 3: 9) [1, c. 250]. Один из сподвижников пророка Абу Хурайра говорил, что слышал от пророка, что временной промежуток между двумя трубными гласами будет равен сорока. Однако, по словам Абу Хурайры, пророк не сказал о том, будет ли это промежуток в сорок дней или месяцев, или лет [4, с. 349].
Ханбалитский Шейх уль-Ислам Ибн Теймия (сведения о его принадлежности к ханбалитскому масхабу взяты из десятитомного труда профессора Вехбе Зюхайли «Энциклопедия Исламского фикха» [14, c. 51]) писал об этих грядущих событиях следующим образом: «Когда Великий Аллах распорядится уничтожить вселенную, Он прикажет ангелу Исрафилу дунуть в Сур (труба). После этого все, что есть на небесах и земле будет уничтожено, помимо тех, кого Аллах пожелает оставить живыми. Вся земля превратится в плоскую равнину. После этого Аллах прикажет Исрафилу во второй раз дунуть в Сур. После этого все люди восстанут из своих могил живыми» [6, с. 147].
После воскрешения начнётся Божий суд (Коран, 36: 53, 54) [7, c. 6757]. Судьёй на нём будет Аллах (Коран, 1:4; 6:73) [1, c. 27]. Для этого ангелы соберут (хашр) всех людей на одно место (мевкиф). В хадисе, переданном Ибн Аббасом, говорится о том, что люди будут стоять голыми, необутыми и необрезанными (т.е. у мужчин не будет обрезания крайней плоти, которое желательно иметь в этом мире) [4, c. 358]. Первым одевшимся в тот день будет Ибрахим (Авраам). Об этом говорится в хадисе, переданным Ибн Масудом (Бухари, Рикак 45, Анбиййа 8, 44, Тафсир, Маида 14, 15, Тафсир, Анбиййа 2) [4, c. 359]. «Люди будут стоять под палящим солнцем и с них будет литься пот ручьями, который постепенно захлестнет их. Кто-то будет стоять в поту по ступни, кто-то по колено, кто-то по грудь, кто-то по горло, все по степени своих грехов. Все люди будут собраны к своим пророкам (в соответствии с аятом Корана, 16: 89 [1, c. 228]). И видя безысходность своего положения, будут просить своих пророков заступиться за них перед Аллахом. Однако каждый пророк будет отсылать их к пророку, который следовал после него в земной жизни и, наконец, все они соберутся вокруг последнего пророка Мухаммада, который скажет: «Заступничество — это мое дело»» [6, c. 148]. Помимо этого пророк Мухаммад будет заступаться за праведников еще два раза. Во второй раз он будет ходатайствовать перед Аллахом, о том, чтобы двери рая открылись для праведников (Бухари, Фатхуль Бари II, 94) [6, с. 155], а в третий раз он будет заступником для тех некоторых мусульман, которым Аллах определил место в аду. Благодаря мольбе пророка Аллах смилостивится над этими людьми и откроет им путь в рай. Хадис об этом передал Имран ибн Хусайн (Бухари, Фатхуль Бари, XI, 418) [6, с. 156].
Относительно заступничества Мухаммада имеется еще один хадис: «Каждому пророку Аллах дал право на одну мольбу, которая будет им выполнена. Все пророки использовали эту мольбу. Однако я ее не использовал и сохранил до дня воскресения, чтобы заступиться этой мольбой за свою умму. Эта мольба спасет тех из моей уммы, которые не придавали Аллаху сотоварищей (Бухари, Даават 1, Тавхид 31; Муслим, Иман 334, (198); Муватта, Куран 26, (1,212); Тирмизи, Даават 141, /3597/) [4, с. 402-403].
Люди при Хашре (собрании) будут разделены на 3 группы. Первая — это пешие, вторые будут верхом, а третьи будут ползти лицами вниз. Об этом говорится в хадисе, переданном Абу Хурайрой (Тирмизи, Тафсир, Бану Исраил (Исра), /3141/) [4, с. 362]. Пешие — это те, кто понесет наказание, но сравнительно легкое. Прибывшие верхом — это праведники, которые будут иметь успех. И, наконец, ползущие лицами вниз — это неверные и грешники, которые будут брошены в огонь ада [4, с. 362].
Все люди будут в страхе (Коран, 24: 87). Неверные и грешники захотят раскаяться, но Аллах не примет их раскаяния (Коран, 6: 158) [59, c. 2873]. Наказание будет суровым.
Все деяния каждого человека будут поставлены на Весы (Мизан) (Коран, 42: 17) [1, с. 396]. Согласно тому же Ибн Теймии, Аллах материализует все деяния человека так, что они будут иметь реальный вес, и эти деяния будут положены на Весы, которые будут иметь две чаши. На одну чашу будут положены добрые деяния, а на другую злые[6, с. 148].
Каждому человеку будет дана Книга его деяний (Коран, 69: 19-20) [1, c. 470]. Ибн Теймия писал: «Тот, кому будет дана Книга с правой стороны, будет спрошен за свои деяния в легкой форме и вернется в большой радости. А тот, кому будет дана Книга с левой стороны, захочет умереть, и потом будет брошен в ад» [6, с. 148].
Здесь необходимо отметить, что Ибн Теймия писал, что за все добрые деяния, совершенные людьми, которые не были мусульманами, Аллах воздает добром в этом мире. Но там, в день Суда и последующей Вечной жизни все они обнаружат, что страница, на которой должны были быть записаны их добрые дела, окажется пустой [6, с. 149].
Далее Ибн Теймия писал, что согласно хадисам, у каждого пророка будет свой водоем (Хавз), к которому их благочестивые последователи придут пить воду во время всех этих событий (в подтверждение этого он привел хадисы из сборника Бухари, Рикак, Хавз /Фатхуль Бари, IX, 463; Бухари I, 44 и т.д. [6, с. 150] . Об этом же говорится в хадисе, переданном Семирой ибн Джундабом: «Каждый пророк имеет свой водоем (Хавз). Праведники из уммы (общины) каждого пророка будут приходить туда, чтобы набрать воду. Каждый пророк будет хвастаться тем, что у его водоема собралось больше всего праведников» (Тирмизи, Киямат 15, /2445/) [4, c. 394].
После суда верующие будут введены Аллахом в рай, где они вечно будут наслаждаться всеми благами, главным из которых будет созерцание Господа (Коран, 75: 22-23) [1, c. 481], а грешники пойдут в огонь ада, в котором вечно будут гореть.
Согласно известному мусульманскому богослову Тахави, «рай и ад уже созданы. Они вечны и не будут уничтожены. Несомненно, что Аллах создал их до сотворения творений» (Шерхуль-Акидедит-Тахавиййе, с. 420-432; Меджмууль-Фетава, XVIII, 307) [6, с. 211].
В хадисах пророка говорится о том, что все, что получат праведники в раю невозможно представить себе, используя человеческий понятийный аппарат. Никакими словами невозможно описать все эти райские наслаждения. В хадисе, переданном Абу Хурайрой, Аллах говорит: «Для праведных Рабов моих Я приготовил такие блага, которые никогда не видели их глаза, не слышали их уши, и не имели их помыслы и мечты» (Бухари, Бедуль-Хальк 8, Тафсир, Саджда 1, Товхид 35; Муслим, Джаннат 2, /2824/; Тирмизи Тафсир /3195/) [4, с. 419]. В соответствии с этим хадисом, все исламские ученые пришли к выводу о том, что все представления о рае (а также об аде), которые описаны в Коране и исламской традиции отражают лишь приблизительные представления об этих благах (или ужасах в аду) на уровне человеческих понятий, истинная сущность которых непостижима и будет прояснена только после Дня Страшного Суда. Поэтому все представления об этом принимаются к сведению, с оговоркой того, что истинная сущность всего этого известна только Аллаху и будет прояснена позднее.
Рай место необъятное. Он «…простирается на весь простор неба и земли…» (Коран, 57: 21) [1, c. 447]. В хадисе, переданном. Ибн Садом, пророк говорил, что «рай создан из серебряных кирпичей и золотых кирпичей, на которых будет ароматный мускус. Там будет галька из жемчуга и яхонта» (Тирмизи, Джаннат 2, /2528/) [4, с. 421].
В том же хадисе, переданном Ибн Садом, пророк дал определение состояния, в котором будут там пребывать праведники: «Вошедший туда (т.е. в рай) достигнет благ, у него не будет больше никаких проблем и трудностей, будет пребывать там вечно и его не постигнет смерть» [4, c. 421]. Аят Корана (44: 56) подтверждает данный хадис.
Мусульманская традиция говорит о том, что рай многоступенен. Согласно хадису, переданному Абу Хурайрой, пророк говорил, что «рай имеет сто ступеней, между которыми есть расстояние в сто лет» (Тирмизи, Джаннат 4 /2531/) [4, c. 426].
Есть в хадисах (напр. в передаче Анаса) упоминания о наличии в раю дерева Туба (Тирмизи, Тафсир, Вакиа, /3289/, Джаннат 1, /2525/). А в другом хадисе (в передаче Абу Хурайры) говорится, что помимо этого дерева там есть много деревьев, стволы которых из золота (Тирмизи, Джаннат 1, /2527/).
В раю будет существовать супружеская жизнь (Коран, 56: 35-37) [1, c. 442-443]. Однако, в то же время, в хадисе, переданном Абу Разином аль-Укайли говорится, что несмотря на супружество «у обитателей рая не будут рождаться дети (т.е. потомства там не будет)» (Тирмизи, Джаннат 23 /2566/) [4, c. 451]. Этот хадис еще раз подтверждает приведенные выше аргументы в пользу того, что все, что будет происходить в раю (и в аду) нельзя понимать в привычном человеку земном понимании. В пользу этого говорит и упоминание о наличии в раю еды и питья (Коран, 51: 19) [1, c. 427]. Говорится также о том, что обитатели рая будут пить райское вино, которое не будет пьянить (Коран, 56: 19) [15, c. 7676]. Однако, в то же время, в хадисе, переданном от Джабира, говорится о том, что, несмотря на это, там не будет естественных испражнений (Муслим, Джаннат 18 /3835/; Абу Дауд, Суннат 23, /4741/) [4, с. 450]. Там все будет выходить из людей посредством особого пота, подобного мускусу, с поверхности кожи (Муслим, Джаннат 18, /3835/; Абу Дауд, Суннат, 23, /4741/) [4, с. 450].
В раю люди будут жить со своими супругами в особых шатрах гигантской величины, сделанные из яхонта, жемчуга и других камней (Тирмизи, Джаннат 23, \2565\) [4, с. 454]. Здесь пророк еще раз подчеркивал, что в этих райских шатрах будут жить исключительно верующие в Аллаха и признающие всех пророков (Бухари, Бед уль-Хакк 8; Муслим, Джаннат 11, /2831/).
Праведники будут одеты в одежды из шёлка, атласа и парчи и на них будут украшения из золота (Коран, 18: 31) [1, c. 244].
Но вершиной наслаждения для обитателей рая будет возможность лицезрения Аллаха (Руйятуллах): «Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие» (Коран, 75: 22-23) [1, c. 481]. Все ортодоксальные суннитские улемы единогласны в том, что праведники в раю увидят Аллаха. Помимо указанного коранического аята, доказательством этому является несколько хадисов пророка, в которых недвусмысленно говорится о возможности лицезрения Аллаха в раю. Например, в хадисе, переданном Джариром ибн Абдуллахом говорится: «Вы будете видеть вашего Господа так, как вы видите луну, и никаких затруднений вам в этом не будет. И не будет никаких преград между Ним и вами» (Бухари, Мевакитус-Салят 6, 26, Тафсир, Каф 1, Товхид 24; Муслим Месаджид 211, /633/; Абу Дауд, Суннат 20, /4729/; Тирмизи Джаннат 16, /2554/) [4, c. 473].
О том, что именно Руйятуллах (возможность лицезрения Аллаха) будет вершиной райских благ, говорит хадис, переданный Шуайбом: «Для них (праведников) нет более любимого занятия, чем возможность смотреть на их Господа» (Муслим, Имам 297, /181/; Тирмизи, Джаннат 16, /2555/) [4, c. 474].
В раю имеются сады и реки (Коран, 2: 25; 3: 15) [1, c. 29]. Упоминаются 4 сада [13, c. 331]: Адн (Коран 9: 72) [1, c. 168], Фирдевс (Коран, 18: 107) [1, c. 250], Мева (Коран, 32: 19) [1, c. 342], и Найм (Коран, 37: 40-44) [1, c. 366]. Из них на самом верхнем уровне находится Фирдевс, после которого уже начинается Арш (Престол Аллаха) [4, c. 428]. Из этого сада вытекают четыре реки. В одной из них течет вода, в другой молоко, в третьей райское вино, в четвертой мед [4, c. 428]. Возможно, что это те самые реки, о которых упоминается в Коране [13, c. 332]. Они называются: Сальсабиль (Коран, 76:18) [1, c. 483], Тасмим (Коран, 83: 27) [1, c. 493], Маин (Коран, 56: 18) [1, c. 442] и Каусар (Коран, 108: 1) [1, c. 509].
Описание особенностей ада и адских мук также занимает особое место в Коране (2: 126; 2: 167; 3: 131) [1, c. 40, 44, 73-74]. Они также не поддаются рациональному анализу. В хадисах говорится о многочисленных ужасах и мучениях, которые будут испытывать неверные и грешники. Прежде всего, говорится о том, что ад уготован для неверных и грешников, которые будут вечно пребывать в нём и гореть в огне.
В хадисе, переданном Абу Хурайрой, говорится о том, что сила адского огня будет превышать силу земного огня в семьдесят раз (Бухари, Бедуль-Хак 10; Муслим, Джаннат 29, /2843/; Муватта, Джаханнам 1, /2, 994/; Тирмизи, Джаханнам 7, /2592/) [4, с. 435]. Согласно хадису, переданному Абу Саидом аль-Худри, пророк говорил о том, что «ад имеет четыре стены. Толщина каждой из этих стен равна расстоянию, покрытому пешему человеку в течение сорока лет» (Тирмизи, Джаханнам 14, /2587/) [4, с. 437].
Обитатели ада будут разделены на группы, по степени их деяний в земном мире. Кара для них будет различной по степени тяжести грехов (Муслим, Джаннат 33 /2607/) [4, c. 459].
Состояние, в котором будут пребывать в нём люди, также не будет иметь аналогии с земными понятиями. Коран говорит о том, что они будут пребывать между жизнью и смертью. Но окончательной смерти там не будет, а будут вечные мучения (Коран, 20: 74) [1, c. 261].
Питанием обитателей ада будут плоды адского дерева Заккум. Они горьки и едки. Попав в желудок людей, они будут вызывать ощущение огненной расплавленной меди. Запивать же эту пищу, они будут зловонным кипятком (Коран, 37:62-68; 56:42-44) [1, c. 367].
В то же время будет гореть их кожа (Коран, 74: 29) [1, c. 479]. Об этом в хадисе, переданном Самирой ибн Джундабом, говорится: «У некоторых из обитателей ада будут гореть ступни, у некоторых ноги по колено, некоторых огонь коснется по пояс, а некоторых по ключицу» (Муслим, Джаннат 33, /2845/) [4, с. 459].
Ссылки на литературу:
1 Коран (перевод и комментарии И. Крачковского). Баку, «Язычы», 1990.
2 Коран (перевод смыслов и комментарий Пороховой В.). М., 1997.
3. Кулиев. Э. Р. «Пророчества о приближении конца света». Баку, «Озан», 1999.
4 Canan I. Kutub-I Sitte (tercume ve serhi), c. 14, Ankara, Akcak, 1995.
5 Canan I. Kutub-I Sitte (tercume ve serhi), c. 4, Ankara, Akcak, 1995.
6 Ibn-I Teymiyye. El-Akidetu’l Vasitiyye ve serhi. Istanbul, Guraba 2000.
7 Ibn Kesir. Hadislerle Kur’ani Kerim tefsiri, c. 6. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990.
8 Ibn Kesir. Hadislerle Kur’ani Kerim tefsiri, c. 8. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990.
9 Ibn Kesir. Hadislerle Kur’ani Kerim tefsiri, c. 9. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990.
10 Ibn Kesir. Hadislerle Kur’ani Kerim tefsiri, c. 10. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990.
11 Ibn Kesir. Hadislerle Kur’ani Kerim tefsiri, c. 11. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990.
12 Ibn Kesir. Hadislerle Kur’ani Kerim tefsiri, c. 13. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990.
13 Yuksel N. Kur’ani Kerim fihristi. Istanbul, Bayrak yayinleri, 1992.
14 Zuhayli V. Islam fikhi ansiklopedisi, c. 1. Istanbul, Feza yayincilik, 1994.
15 Ibn Kesir. Hadislerle Kur’ani Kerim tefsiri, c. 14. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990.