ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПОКЛОНЕНИЯ БОГУ В ИСЛАМЕ
Мустафа Ахмад аз-Зарка
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПОКЛОНЕНИЯ БОГУ В ИСЛАМЕ
Поклонение Богу в Исламе служит средством очищения души человека и его практической жизни. Основой ибады (поклонения) служит тот факт, что человеческие существа являются созданиями Бога, а, значит, рабами cвоего Творца и Повелителя, к которому им предназначено возвратиться. Поэтому обращения человека к Богу в тесном общении, с почтением, в духе преданности и смиренной покорности, называют ибадой. Богослужение является неотъемлемой частью всех религий, включая идолопоклонничество.
Однако, в различных религиях, оно вызывается неодинаковыми побуждениями, принимает своеобразные формы и реализуется в соответствии с особыми сводами правил. В некоторых религиях поклонение Богу служит средством для формирования у человека аскетического отношения к жизни и стремления изолироваться от нее. Богослужение в них направлено на развитие духовности, отрицающей наслаждение благами этого мира. Кроме того, существуют религии, освящающие определенные места отправлениями религиозных обрядов и запрещающие делать это в каком-либо другом месте.
Есть также религии, согласно которым богослужение может совершаться только под руководством людей духовного сана — священников. Поэтому, люди, могут поклоняться Богу под руководством священников и только в священных местах. Таким образом, характер и формы богослужения в различных религиях отличаются друг от друга. Что касается Ислама, его концепция поклонения Богу зиждется на том, что основой праведной жизни являются истинность веры и мышления, чистота души и добродетельные поступки. Посредством веры в единого Бога, наделенного всеми совершенствами, Ислам стремится очистить человеческий разум от скверны идолопоклонничества и суеверий.
В самом деле, идолопоклонничество и политеизм, отвергаемые Исламом, низводят человека до уровня, несовместимого с чувством собственного достоинства. Ислам борется против идолопоклонничества и политеизма в любых формах, в которых они существуют. В своей заботе об искоренении идолопоклонничества, Ислам принимает во внимание все его малозаметные проявления. Он различает его даже в тех верованиях и обрядах, которые не кажутся их приверженцам связанным с идолопоклонничеством. Это проявляется, например, в том, что Ислам не позволяет совершать ритуальную молитву (салат или намаз) над могилой, клясться чьим-либо именем, кроме имени Бога. Все это вызвано бескомпромиссной враждебностью Ислама к идолопоклонничеству. Когда халиф Омар увидел, что люди начали обожествлять дерево, под которым сподвижники Священного Пророка (Мира ему!) поклялись отдать свои жизни во имя Бога по случаю Худайбии, он испугался, что это поклонение может подорвать веру людей. Поэтому он срубил дерево. Уничтожая все, что может стереть различия между Создателем и Его творениями, Ислам вывел человека из тьмы предрассудков, к свету истины. Возвращаясь к поклонению Богу в Исламе, следует повторить, что оно служит средством очищения души человека и его реальной жизни от греха и пророка. Дабы быть таковым, Богослужение связано с ритуалом, которые, сохраняя истинный дух поклонения Богу, должны ревностно выполняться…
Отличительные особенности выполнения религиозных обрядов поклонения Богу в Исламе можно определить следующим образом:
а) Отсутствие посредников.
В первую очередь, Ислам освободил поклонение Богу от уз посредников между человеком и его Создателем. Ислам стремится установить прямую связь между человеком и его Господином, что делает ненужным вмешательство посредников. Религиозные деятели Ислама, и это следует подчеркнуть, не выступают посредниками между человеком и Богом, и не уполномочены утверждать или отменять действия, направленные на выполнение религиозных обрядов, от имени Бога. Вместо этого они считаются равными простым людям перед лицом Бога. Они, скорее, несут дополнительный груз обязательств делиться знаниями с теми, кому их не хватает. Они будут признаны виновными, если утаят знания от тех, кто стремится их найти. Другими словами, исламский Шариат не наделяет религиозных деятелей властью над остальными людьми. Обязанность этих просветителей — лишь ввести людей в верном направлении. Достаточным подтверждением тому служат слова Аллаха, сказанные Им Святому Пророку: Напоминай же, ведь ты — только напоминатель! Ты над ними — не властитель. (Коран, 88:21 — 22). Пророк (Мир ему!) обращался к своей дочери Фатиме со следующими словами о том, что все человеческие существа полностью равны перед Богом: О Фатима, дочь Мухаммада: Я бесполезен тебе перед лицом Аллаха.
б) Отсутствие ограничений относительно определенных мест.
Во-вторых, Ислам не только освободил поклонение (ибаду) человека от уз посредников, он также снял ограничения, связанные с местами поклонения Богу. Каждое место — жилище человека, спина животного, борт корабля в море или мечеть, специально сооруженная для богослужения — считаются в Исламе достаточно чистым для совершения религиозного обряда. Где бы ни был человек, он может повернуться лицом к Господу и общаться с Ним.
Святой Пророк прекрасно выразил эту идею: Вся земля для меня стала чистой мечетью.
в) Всеобъемлющий характер
В-третьих, Ислам значительно расширил возможности поклонения Богу. В Исламе поклонение не сводится к произнесению определенных молитв по тому или иному поводу. Вместо этого, Ислам полагает, что любой добродетельный поступок, совершенный искренне, согласно заповедям Бога, и с целью выполнить Его волю — это акт поклонения, за который человек будет вознагражден. В самом деле, даже еда, питье, сон и наслаждение безгрешным отдыхом, даже земные поступки, направленные на удовлетворение естественных потребностей человека и даже чувственные удовольствия, становятся актами поклонения, если они реализуются из чисто религиозных побуждений. Даже те действия становятся актами поклонения, в основе которых лежат намерения выполнить их согласно воле Бога: то есть, если вы пытаетесь удовлетворить свои потребности законным способами и воздерживаетесь от выполнения запрещенных действий. Актом поклонения Богу является также укрепление своего тела за счет правильного питания и сна, тренировки и отдыха, с тем, чтобы иметь возможность выполнять обязанности, возложенные на человека Богом. Фактически, если вы выполняете все с вышеупомянутыми намерениями, ваши действия будут гармонировать со следующими словами Святого Пророка (Мир ему!):Верующий, имеющий силы, лучше и дороже Богу, чем верующий, который слаб. Таким образом, духовное развитие человека может стать возможным даже тогда, когда он в полной мере наслаждается благами земной жизни. Причина этого в том, что наслаждаясь жизнью, человек общается с Богом благодаря чистоте своих помыслов и потому, что он полностью посвящает себя службе Богу. Это позволяет ему постоянно пребывать в состоянии повиновения, послушания и преданности Богу — даже при выполнении своих земных дел — и это есть самая суть поклонения Богу. Ведь Ислам, в отличие от других религий, не предает анафеме удовлетворение естественных потребностей тела. Ислам даже не считает воздержание от удовлетворения таких желаний более благочестивым и добродетельным, чем их удовлетворение. Согласно Исламу, человек должен получать удовольствие от жизненных благ, если он не преступает границ законности или прав других людей, не попирает нормы морали, не наносит вреда высшим интересам общества. Есть глубокая мудрость и необходимость в таком расширении понятия поклонения Богу. Причина состоит в том, что Ислам требует, чтобы сердце человека пребывало в общении с Господом, дабы он неустанно следил за своими желаниями, чтобы его жизнь стала источником благополучия в грядущей жизни. Ибо сказано в Коране: И стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью последнему! Не забывай своего удела в этом мире. (Коран, 28:77).
Поэтому, когда человек знает, что даже его наслаждения и удовольствия могут стать актами поклонения просто благодаря чистоте намерений и помыслов, ему не составит труда непрестанно повиноваться Богу и направлять все свои силы на поиск богоугодных благ.
Ведь он хорошо знает, что его преданность Богу не обязательно означает отказ от благ земной жизни, нищету и страдания. Что дают человеку добрые намерения? Они не позволяют ему забыть о Боге из-за лишнего потворства своим желаниям. Святой пророк говорил, что даже когда человек с нежностью кладет кусочек еды в рот своей жене, чтобы усилить узы семейной любви, он получит за это вознаграждение. Это понятно, так как он стремится осуществить цель совместного проживания в любви и нежности, цель, которая, как сказано в Коране, составляет смысл семейной жизни. Из Его знамений — что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. (Коран, 30:21)
НАМЕРЕНИЯ И ПОБУЖДЕНИЯ
На этой основе Мусульманские юристы и ученые провозгласили, что добрые намерения превращают привычные действия (адат) в акты поклонения Богу (ибада). Добрые намерения радикально изменяют жизнь человека. При отсутствии чистоты намерений, люди, которые едят, пьют и удовлетворяют свои биологические потребности, просто живут на том же уровне, что и животные. Причина в том, что эти действия не имеют иных мотивов, чем удовлетворение животных желаний. С другой стороны, есть люди, которые, казалось бы, подобны первым, поскольку они тоже удовлетворяют свои желания и наслаждаются жизненными благами. Однако, благодаря добрым намерениям, обуславливающим их действия, даже обеспечение ими телесных потребностей становится актом поклонения Богу, за который они заслуживают награды. Причина здесь в том, что все их действия побуждаются желанием жить согласно Божьей воле. Возвышенность их побуждений проявляется в их каждодневной жизни, поскольку она отражает их способность различать добро и зло. С другой стороны, те, чья жизнь лишена добрых намерений, подвержены соблазнам и склонны впадать в грех и морально деградировать.
Напротив, чистота намерений и высокая духовность, позволяют людям противостоять деградации. Благодаря позитивному отношению Ислама к жизни, он не лишает человека права полного наслаждения ее благами.
Действительное различие состоит в том, что в то время, как один человек неустанно думает о Боге и помнит Его, другой пренебрегает этим. Именно это делает первого благочестивым, набожным созданием, а второго — неразумным животным, потворствующим своим желаниям. Для людей такого сорта в Коране сказано: … Те, которые не уверовали, наслаждаются и едят, как едят животные, и огонь — местопребывание их! (Коран, 47:12). Кроме того, как много теряют люди, не направляющие свои жизненные ориентиры в верную сторону и не очищающие своих помыслов! Ведь только это превращает их радости и удовольствия в акты поклонения Богу. Как трагично, что люди лишают себя возможности наслаждаться в будущем вечной жизнью, когда они легко могли бы этого достичь, не теряя при этом своей доли благ в этом мире! Такова Исламская теория поклонения. Не отрицая никаких законных материальных потребностей и желаний, Ислам стремится поднять человека на высоту, приличествующую его положению и достоинству.
ОТПРАВЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДОВ
Расширенное толкование понятия поклонение, то есть включение в него всех действий, которые совершаются с намерением выполнить волю Бога, в том числе получение дозволенных законом удовольствий, используется, иногда, в качестве предлога для обоснования ошибочного мнения о том, что такими обязательными ритуалами поклонения, как молитва, пост, zakat (закат) (милостыня) и паломничество, можно пренебрегать, или что они не очень важны. Правда же в том, что в Исламе названные ритуалы, являются главным средством, укрепляющим преданность человека к Богу. Поэтому, абсолютно неверна позиция тех, кто небрежно относится к обязательным ритуалам религиозного почитания и полагает, будто истинная вера не состоит в молитвах (салат) и посте (саум), что основой истинной веры служит лишь чистота сердца, добрые намерения и правильное поведение. Это неверное толкование Ислама. Что касается намерения вести добродетельную жизнь, то его одного недостаточно, дабы жизнь была таковой. Поэтому, само по себе намерение делать добро не отличает истинно правомерного человека от остальных Религия, помимо всего прочего, имеет наряду с внутренним и внешний аспект. Преднамеренное пренебрежение ритуальными обязанностями разрушительно для самих основ религии. Так, если бы такая точка зрения была принята, каждый, даже тот, кто фактически против религии, мог бы претендовать на то, чтобы считаться наиболее набожным из всех верующих!
Молитвы и другие предписанные религиозные обряды, служат, поэтому, для различия тех, кто действительно верует и искренне желает служить Богу, и тех, кто довольствуется преданностью Богу на словах. Молитва, воистину, настолько важна, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Божье) сказа о ней: Салат (молитва) — опора Исламской религии и кто уклоняется от нее, разрушает сами основы религии.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
Заявляя о том, что ибада (поклонение) охватывает всю жизнь человека, Ислам стремится к тому, чтобы религиозная вера была практически эффективной в реформировании жизни людей, развивала бы в них чувства возвышенного терпения и стойкости перед трудностями и тяготами. Из всего этого, явствует, что Ислам — знаменосец указанных выше понятий и идеалов — противостоит пораженческой и изоляционистской философии, которую ученые называют аскетизмом. Имеется в виду тот ложный аскетизм, который основывается на отречении от земного, на уходе от источников жизни, на отказе от активных действий и борьбы, на застое и упадке. Он не имеет ничего общего с Исламом. Это скорее символ пораженчества и бегства от жизненной борьбы. Ведь жизнь требует усилий, материальных ресурсов и активных действий. Ислам играет положительную роль в жизненной борьбе. Он направляет силы и возможности человека в правильное русло, ведет к общей победе добра. Исламская система поклонения обеспечивает правильную ориентацию. Для того, чтобы лучше прояснить отношение Ислама к обсуждаемой проблеме, вывести из заблуждения тех, кто имеет неверное представление о духовной жизни, уместно привести здесь следующий рассказ.
Однажды Айша [жена пророка (МЕИББ)], мать правоверных, увидела человека, который шел, согнувшись от слабости, и, казалось, был едва жив, чем привлек внимание окружающих. Она спросила, кто он и ей ответили, что это святой праведник. Айша осудила такую святость и сказала: Омар, ибн Хаттаб, был самым праведным из людей. Но когда он что-то говорил, он заставлял себя слушать, когда он шел, он шел быстро, а когда наносил удары, они причиняли боль.