Фрагмент диалога Айдына Али-заде (Абдуллы Али) с кришнаитом Гоураприей Дасом на форуме религиоведческого сайта «Упельсинкина страница».
ГОУРАПРИЯ ДАС
Богу приходится ограничивать человека правилами и предписаниями. И прежде всего эти предписания запрещают именно насилие как таковое вообще над другими живыми существами.
АБДУЛЛА АЛИ
Хочется нам этого или нет, но насилие все равно происходит в природе. И как бы человек себя не ограждал от насилия, все равно он его совершит. Ведь даже отказавшись от потребления мяса человек все равно продолжает уничтожать миллионами жизней. Наступая на траву, человек обязательно убивает различных насекомых и муравьев. Съедая овощи, уничтожает сотни спор и семян, из которых могли бы произойти растения и т.д.
Поэтому отождествление человека с природой, гиллозоизм — это философии, которые очень не последовательны в своих положениях. А непоследовательность проистекает из того, что эти философии — продукт человеческого мышления.
В отличие от этих философий Ислам отрицает подобные воззрения. Этим самым Религия констатирует реальность, а не иллюзорность. Но вместе с этим мировоззрение Ислама отличается строгой последовательностью.
Прежде всего, Ислам отрицает тождество человека и окружающей природы. Человек это не часть природы, а избранник Божий, вершина Его творения и наместник Бога на земле (Халифа). В отличие от гиллозоистических философий Ислам отрицает одухотворенность природы и каких-либо существ в ней, кроме человека. Только человек является существом, в которого Бог вложил частицу своего Духа. И в соответствии с этим человек в отличие от других существ будет держать ответ перед Богом в день Суда. Поэтому нет ни кармы, ни сансары, ни бесконечных перерождений и трасмиграций душ. Человек живет на земле только один раз, затем умирает и затем будет воскрешен для вечной жизни.
Именно в связи с этим, умерщвляя животное у нас нет никакого чувства вины. Мы умерщвляем бездушное существо, которое создано Богом для наших потребностей. Делать это Бог разрешил в Писании. Но обязал нас придерживаться в этом законов Шариата. Условие только в том, чтобы не убивать животных понапрасну и не мучить их.
А вот умерщвление человека — это великий грех в связи с тем, что объектом убийства является одухотворенное существо, в котором есть частица Божьего Духа (Рухуллах). Однако и здесь есть исключения. Убить человека можно в исключительных случаях описанных в Шариате. Например, на войне или если этот человек совершил преступление, попадающее в разряд преступлений караемых смертной казнью. В этом случае его вина доказывается на суде.
Таким образом, наши религиозные предписания не отрицают насилия, но ставят над этим явлением определенный контроль, насколько это в силах человека.