ИЗУЧЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Важность и необходимость

Невозможно обрести все блага и сокровища Корана, не посвятив себя пониманию его значения, без знания того, что говорит вам ваш Создатель.

Нельзя отрицать, как мы сказали ранее, того, сто те, кто не понимает Корана, могут прикоснуться к его благам. Очевидно, подавляющее большинство Мусульман не знает арабского, а многие лишены также возможности ознакомиться с переводом Корана на свой родной язык. Но если они читают Коран с искренним рвением, преклонением и любовью, это не помешает им стать обладателями части его богатств. Ибо если вы находитесь рядом с тем, кого вы любите, глубина ваших взаимоотношений с ним увеличивается, даже если вы не понимаете его языка. Но если вы при этом понимаете то, что он говорит, взаимоотношения будут еще глубже, а получаемые блага значительно возрастут.

С другой стороны, одно лишь понимание смысла может также не принести пользы. Многие слышали Коран из уст Пророка, благословение и мир да будут с ним, и понимали каждое его слово, но тем не менее понимали ложным путем. Миллионы тех, чей родной язык – арабский, понимают Коран, но он тем не менее не оказывает влияния на их жизнь. Десятки ученых, мусульман и немусульман, посвящают жизнь изучению и чтению Корана, в их учености трудно усомниться, но они тем не менее остаются невосприимчивы к его воздействию.

Но, несмотря на это, стремиться к пониманию Корана все же крайне необходимо. Коран был ниспослан как руководство, напоминание, предостережение и исцеление. Это не просто источник наград (тхаваб), священный ритуал или символ, почитаемая реликвия или священное заклинание. Он явился затем, чтобы полностью изменить вас и привести к новой жизни и новому бытию. Понимание его еще не гарантирует обретения этой новой жизни, но без него достижение истинной цели Корана и привлечение к нему человечества становится чрезвычайно трудной задачей.

Самостоятельное изучение Почему мы должны стремиться к пониманию Корана и сами размышлять над его значением и осознавать его? Не достаточно ли того, что мы можем услышать от знающих людей или прочесть из написанного ими? Это хотя и имеет большое значение, но все же недостаточно.

Нужно стараться вникать в то, что сказано в Коране, открывать для себя его значения в основном по одной крайне важной причине. Коран – это не просто книга знания, не собрание разрешений и запретов. Он не просто рассказывает о Боге и о том, что Он хочет от вас. Он также стремится обрести власть над вашим “я” и привести вас к новой жизни и всеобъемлющей связи с Ним. Для этого он должен увеличить вашу веру (И м а н), вашу волю (И р а д а), вашу стойкость (с а б р). Он должен очистить вас, сформировать ваш характер и поведение. Он должен постоянно вдохновлять вас и поднимать ко все большим высотам.

Все это может быть сделано лишь в том случае, если вы вступите в личные взаимоотношения с Кораном путем изучения, размышления и понимания. Без размышления над его посланиями они не найдут отклика в ваших сердцах, мыслях и поступках. Не погрузившися в размышление над ними, вы не сможете ими проникнуться, они не окажут воздействия на вашу жизнь. Подумайте только, для чего вам предписывается читать Коран с тартил, если не для размышления и понимания? Для чего требуется делать паузы в чтении Корана, и как у вас может возникнуть соответствующий внутренний, телесный, словесный отклик – которому Коран придает такое большое значение – если вы не понимаете того, что читаете?

Доводы против изучения

Однако нет ли опасности, что человек, не руководимый опытным учителем и не обладающий необходимыми для изучения средствами, но все же рискующий самостоятельно понять Книгу Бога, может пойти по ложному пути, более того, вконец запутаться? Да, такая опасность есть, особенно если вы четко не осознает е свою ограниченность и свои цели. Но как вы, так и Умма, потеряете больше, если вовсе не будете делать попыток пониманию. В то время как риска, обусловленного самостоятельным изучением можно избежать, приняв необходимые меры предосторожности и никогда не выходя за пределы своей ограниченности и своих целей; потери, которые влечет за собой отказ от такого изучения, невосполнимы.

Не противоречат ли в каком-то смысле попытки самому понять смысл Корана тому, что Пророк, благословение и мир да будут с ним, ясно сказал: “Толкующий Коран по собственному разумению займет свое место в Преисподней” (Тирмидхи)? Но в этом Хадисе, очевидно, имеется в виду только такое изучение, которое предпринято с целью найти в Коране поддержку и доказательство чьего-либо собственного предвзятого мнения, а не такое, целью которого является самоотвержение и сознательное подчинение его руководству. Так же имеются ввиду попытки толкования того, чего человек не понимает из-за нехватки знаний. В противном случае, как подчеркивает ал-Газали, Пророк не призывал бы своих Сподвижников прилагать усилия к пониманию Корана, они не прилагали бы таких усилий (а они прилагали их), они не открывали бы в Коране новых значений, не слышанных от него (а они открывали их), в их толкованиях не было бы расхождений (а такие расхождения есть).

Из-за боязни последствий многие лидеры запрещают даже чтение перевода Корана без помощи опытного учителя. Или же ставят изучающим Коран самостоятельно такие условия, которые могут выполнить лишь немногие после долгих и упорных занятий. Это, несмотря на благие намерения, в итоге лишает вас тех великих богатств, которые обещаны Кораном каждому, кто к ним стремится. Несмотря на то, что эти страхи вполне искренни, такие запреты нелогичны и безосновательны.

Рассудите, могут ли они также запретить арабам понимать Коран буквально? Тогда почему люди другой национальности не могут читать перевод? Опять-таки, могут ли они предотвратить чье-либо попытки понять смысл читаемого? В чем тогда смысл запрещения попыток изучения Корана и поисков его смысла? И, наконец, как насчет тех, кому впервые был адресован Коран, как мусульман, так и неверных? Они были неграмотными купцами и бедуинами, которых некому было учить. Тем не менее, даже некоторые неверные были обращены только лишь тем, что услышали Коран, без ученых толкований и, несомненно, услышав его впервые.

Конечно, у них было то исключительное и величайшее преимущество, что они “видели” значение Корана на примере жизни Пророка, благословение и мир да будут с ним, и его Сподвижников, живших согласно Корану, пройдя сквозь горнило Имана, Да”ва и Джихада. Мы не обладаем и не можем обладать таким преимуществом. Но даже это не должно нас обескураживать. Нет причины, по которой Коран не от кроет для нас свои двери, если мы выполним необходимые условия и, что наиболее важно и неоднократно подчеркивалось, если мы, как и Сподвижники, будем жить жизнью Имана, Да”ва и Джихада.

Защита от вступления на ложный путь отнюдь не заключается в запрещении всяких попыток понимания Корана, иначе как на основе учености; она в том, чтобы соблюдать верные указания.

Нельзя отрицать большой пользы в обладании необходимыми познаниями в арабском языке и различных “улумал – Кор”ан, в чтении тафсири в обучении под руководством квалифицированных и надежных учителей, в особенности относительно современных человеческих познаний. Все это важно, но лишь в той мере, в которой оно способствует достижению целей вашего изучения Корана. Вы должны обладать средствами, соответствующими вашим целям, но не должны отказываться от каких-либо попыток понять Коран из-за того, что вы не обладаете всем и этими средствами или не можете пойти к учителям.

Представьте себе, что вы очутились на “острове”; вы не знаете арабского и не имеете никакой возможности его выучить, у вас нет хорошего учителя или хорошего комментария и вам неоткуда их взять. Несмотря на это, в таких условиях вы должны осознать необходимость развития в себе способностей, необходимых для правильного понимания Корана, прилагать к этому все усилия. Ведь даже в этом случае Коран остается руководством, данным вам Аллахом.

К счастью, никто из нас не живет на таком “острове”. Такие “острова” существуют лишь в нашем восприятии, в основном из-за наших безразличия и лени, невнимательности и бездействия или же недостатка убежденности в том, что содружество с Кораном столь же необходимо для сердца и разума, как пища для тела. Важно помнить о том, что независимо от того, живет ли в самом деле человек на таком “острове”, обладая лищь экземпляром Корана и имея возможность лишь в какойто степени понимать его буквальный смысл, или же он изучил Коран вдоль и поперек, необходимость и требование посвящать себя собственным размышлениям над Кораном остается.

Коран подчеркивает

Коран – это руководство каждого человека, его учитель и наставник. Поэтому его понимание жизненно необходимо, в противном случае он был бы не более чем символом. О крайней важности стремления к тому, чтобы открыть свое сердце и разум посланиям Корана сам Коран говорит предельно ясно. От нас требуется противодействовать тому, чтобы наши сердца оставались запертыми для понимания Корана, ибо это в высшей степени неразумно:

“Разве они не подумают о Коране? Или на сердцах бывают их затворы?” (Мухаммад 47:24)

Поэтому почти на каждой странице Корана можно найти побуждение к размышлению над ним и к его пониманию, “Почему вы не слышите?”, “Почему вы не видите?”, Почему вы не думаете”, “Почему вы не размышляете”, “Почему вы не рассуждаете?”, “Почему вы не понимаете?”, “Почему вы не принимаете сердцем?” К кому обращены этм вопросы, как не ко всякому человеку, способному слышать, видеть и думать?

Также особенно подчеркивается, что Коран был ниспослан для того, чтобы быть понятым:

“Писание, ниспосланное тебе, благословенно, чтобы одумали его знамения и припомнили обладатели рассудка” (Сад 38:29)

Подобным же образом Коран воздает хвалу, называя “рабами Милосердного тех, “…которые, когда им напоминаешь знамения их Господа, не повергаются ниц глухими и слепыми к ним” (Различение 25:73)

Тех же, что имея слух, зрение и сердце, не слышат, не видят и не понимают, он, наоборот, осуждает, говоря, что они хуже животных:

“У них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они – как скоты, даже более заблудшие. Они – находящиеся в невнимательности” (Преграды 7:179).

Вы не сможете стать обладателем истинных сокровищ Корана без знания его значения, без понимания того, что говорит вам Аллах, без самостоятельных попыток постичь это.

Опыт первых

Хадис, который отговаривает от прочтения Корана менее, чем за три дня, ясно дает понять: таким образом понять его не-возможно.Те, кто не понимает значений сказанного в Коране и не размышляет над ними, не нуждается в таком указании. Ал-Газали в своей книге “И х ь я” приводит множество примеров того, как Сподвижники и их последователи посвящали себя выполнению этой задачи.

Анас Ибн Малик однажды сказал: “Часто человек читает Коран, но Коран отвергает его, поскольку тот его не понимает”. Понимание Корана, согласно Абдулле Ибн “Умару, является признаком веры: “Прожив на свете долгое время… я встретил человека, получившего Коран до того, как он обрел веру; он читал его, начав с суры Открывающая книгу и до конца, не зная его требований и предостережений, мест, в которых следовало остановиться – он бросил его, как бросают все спасающиеся бегством.” “А”исха как-то услышал, как какой-то человек болтает о Коране, и сказал: “Он никогда не читал Корана и никогда не молчал”. “Али говорил: “Я произношу стих и остаюсь с ним четыре или пять ночей и не перехожу к другому, пока не закончу размышлять над ним”.

Очевидно, коль скоро Коран является руководством для каждого человека, “человек на острове” имеет такое же право на это руководство, как и человек, исполненный учености.

Если вы не имеете книг и учителей, вы все равно должны хорошо его знать, так же уделять ему свое время, водиночку или в коллективе, для того, чтобы понимать его, размышлять над ним, обнаруживать значимость сказанного в нем для своей жизни.

Опасности самостоятельного изучения

Нужно, тем не менее, ярко представлять себе опасности, связанные с такого рода предприятием, и принять необходимые меры для противостояния им. Соблюдение нескольких указаний позволит избежать их.

В о – п е р в ы х, помните, что понимание Корана – это длительный, многоплановый процесс, имеющий множество типов, аспектов, степней и уровней. Вы должны знать их все. Понимание, имеющее целью дать пищу для сердца – это понимание совсем иного порядка, чем направленное на извлечение каких-то законов и указаний.

В о – в т о р ы х, выясните для себя и хорошо помните границы ваших возможностей, обусловленных, например, пониманием основных руководств Корана, знанием арабского, знакомством с Хадисом и Сира, доступность источников.

В – т р е т ь и х, четко понимайте свои задачи и ставьте в процессе учебы перед собой определенные цели. Никогда не пытайтесь делать того, чего не позволяют пределы ваших возможностей. Например, если вы не знаете арабского, не ройтесь в книгах по грамматике и лексике. Ограничивайтесь прямыми, буквальными значениями. Если вы не знаете о вещах вроде т а н з и л (откровение) или н а с и к – м а н с у х (отмена), работ древних юристов, вам не следует выводить из Корана собственно ф и к х или же критиковать или поддерживать то или иное мнение.

В – ч е т в е р т ы х, не распространяйте ни в качестве окончательного вывода, ни в качестве отправной точки ни одно из ваших собственных заключений, если оно отличается или противоречит общепринятому в Умма. Это не означает того, что вы не можете иметь собственных взглядов и не отрицает того, что взгляды ученых могут быть ошибочны, но для того, чтобы спорить с ними, вы должны быть столь же, если не более образованы. Также это не освобождает вас от обязанности следовать тому, что вы считаете правильным с точки зрения Корана и избегать тех поступков, которые, как вы считаете, с его точки зрения неверны.

В – п я т ы х, если вы усомнитесь в своих выводах, что может часто случаться, поскольку ваши знания ограничены, не руководствуйтесь ими до тех пор, пока полностью не изучите проблему или не обсудите ее с надежным, образованным знатоком Корана.

Категории понимания

В широком смысле мы можем подразделить изучение Корана на две категории: тадхаккур и тадаббур, соглас но стиху Корана: “чтобы обдумали (л и й а д д а б б а р у) его знамения и припомнили (л и й а т а д х а к к а р а) обладатели рассудка” (Сад 38:29).

Т а д х а к к у р

Слово тадхаккур, часто употребляющееся в Коране, переводилось по-разному, как получение представления, извлечение совета, припоминание, принятие во внимание, принятие близко к сердцу. Его, таким образом, можно понимать как процесс, с помощью которого вы пытаетесь ухватить суть основных посланий и учений Корана, понять, что они значат для вас и чего от вас требуют, принять их сердцем, соответствующим образом откликнуться на них сердцем и умом, выработать к ним свое отношение, иметь волю для того, чтобы поступить в соответствии с прочитанным и, наконец, определить, какое послание вы должны передать своим товарищам.

Тадхаккур – это категория понимания, но по своей сути не требующая изощренных методов изучения. Вы можете не знать значения каждого слова, не быть достаточно образованным для того, чтобы разобраться в тонкостях смысла всех важных и ключевых слов, можете не понимать каждый стих, но общий смысл послания, особенно того, что обращено к вам и говорит как вам жить – должен быть для вас ясен.

В конце концов, те, кто в наибольшей степени поняли Коран и извлекли из него наибольшую пользу – это были первые его слушатели, городские купцы, земледельцы, пастухи, погонщики верблюдов и кочевники. У них не было словарей, книг по тафсир, трактатов по стилистике, дикции, ритмике, риторике, они не обладали знаниями по философии, истории, географии, археологии, антропологии, общественным и естественным наукам. Тем не менее, они достигла наибольшего успеха в понимании Корана. Потому, что они приняли послание Корана сердцем и стали жить согласно ему. Следовательно, эта категория понимания должна быть доступна и является доступной каждому человеку, который выполнит все необходимые для этого условия. Мера того, что он получит в результате, зависит от его усилий и способностей. Конечно, средства науки могут многое прибавить к этому процессу, сделать его более весомым и глубоким, но они не являются обязательными.

Именно в смысле тадхаккур Коран категорически утверждает, что понимание его является простым и доступным для всякого, кто пытается это сделать, если только он осознает то, что читает, и размышляет над ним. Именно к такому тадхаккур относится приглашение Кораном всех, кто может слышать, видеть и думать, руководствоваться им. Именно в этом смысле он говорит:

“И Мы облегчили Коран для понимания (д х и к р), но найдется ли хоть один припоминающий (м у д д а к к и р)!” (Месяц 54:17)

“Мы ведь облегчили его на твоем языке: может быть, они вспомнят (й а т а д х а к к у р у н)!” (Дым 44:58)

“Мы приводим людям в этом Коране всякие притчи, – может быть, они опомнятся (й а т а д х а к к а р у н)!” (Толпы 39:27)

“Поистине, в этом – напоминание (д х и к р) тому, у кого есть сердце или кто преклонил слух и сам присутствует!” (Каф 50:37)

Т а д х а к к у р не является низшей категорией понимания это основная цель Корана. С его помощью вы всю свою жизнь должны стремиться достичь света и исцеления, с его помощью вы лично должны продолжать собирать неисчислимые богатства.

Т а д а б б у р

Т а д а б б у р – это еще одна категория понимания. Она означает попытки обнаружения полного значения каждого слова, стиха и строфы, исследования более глубокого, невыразимого словами смысла, метафор и иносказаний, обнаружение связи текста и скрытого смысла, определение основных идей, блуждание в словесных лабиринтах, танзил, исследование исторической основы, сравнительное исследование различных тафсир. Далее, вскрытие всех тонкостей отношений человека с Богом, со своими собратьями, самим собой, окружающим его миром, также извлечение законов и моральных принципов для личности и общества, законов государства и экономики, исторических и философских принципов, того, что доступно пониманию при данном уровне знаний.

Ваши цели

Какими должны быть ваши цели? Очевидно, цели различны у разных людей и у одного и того же человека в разное время. Тадхаккур, на мой взгляд, обязателен для каждого мусульманина, который способен или может стать способным понимать Коран.

Поэтому для вас как для среднеобразованного мусульманина, старающегося выполнить свои обязательства перед Аллахом в силу ваших способностей, тадхаккур должен быть первой и самой главной целью. Она всегда будет стоять перед вами; вы не достигнете такого уровня, на котором от нее можно отказаться.

Помните, что суть т а д х а к к у р в том, чтобы с его помощью дать пищу сердцу и разуму, увеличить свою веру, понять послание Корана, обращенное к вам, принять его сердцем, помнить его. Цель вашего труда в том, чтобы вы могли слышать голос Бога, понимать, каким Он хочет вас видеть и каких дел Он от вас ждет.

Уровни и формы понимания

Ваше понимание Корана может иметь различные уровни и принимать различные формы.

В о – п е р в ы х, это понимание его простейшего, буквального смысла, на своем родном языке или на арабском, если вы его знаете. Такое понимание является необходимым минимумом, ключом ко всем остальным ступеням, но его недостаточно.

В о – в т о р ы х, знание того, как понимали Коран образованные люди, либо слушая их толкования, либо читая их труды и другие источники.

В – т р е т ь и х, изучение и самостоятельное размышление, имеющее целью открыть его значение и проникнуться им, достьчь т а д х а к к у р и, если у вас есть способность и необходимость в этом, также и тадаббур.

В – ч е т в е р т ы х, открытие для себя значения Корана путем подчинения его посланиям и выполнение тех обязанностей и той миссии, что он возлагает на вас.

Основные требования

Существуют определенные основные требования, которые вы должны выполнять для того, чтобы ваши усилия были плодотворны.

Арабский язык

П е р в о е : Попытайтесь выучить арабский язык по крайней мере на столько, чтобы понимать смысл написанного в Коране без помощи перевода. Это первый шаг, наиболее существенная предпосылка.

Это может показаться трудной задача, но я знал не слишком образованных людей, которые справились с ней за несколько месяцев, поскольку занялись этим серьезно и увлеченно. С помощью учителя или просто подходящей книги вы сможете выучить арабский на уровне, достаточном для понимания написанного в Коране, не более чем за 120 часов занятий.

Но не откладывайте своих попыток изучить Коран до тех пор, пока не выучите арабский. Возьмите хороший перевод, или просто лучший из доступных, и начинайте занятия. Это все же лучше, чем чтение Корана без какого-либо понимания.

Прочтение всего Корана.

В т о р о е : Прочтите для начала весь Коран, от начала до конца, вникая в прямой, буквальный смысл. Если вы не знаете арабского, воспользуйтесь переводом.

Вам, конечно, следует установить определенный план для того, чтобы прочесть Коран за месяц. Это займет не более двух часов в день. После этого вы можете приступить к чтению с меньшей скоростью, что, возможно, будет для вас удобнее. Но вы должны практиковать такое беглое прочтение с удобной для вас скоростью в течение всей своей жизни, как о том уже говорилось в правилах чтения.

Перед тем, как приступить к глубокому изучению Корана, очень важно сначала полностью прочесть его. С помощью этого вы поймете общее послание Корана, получите некоторое представление о его стиле, языке, доводах и красноречии, его учениях и предписаниях. Читая его регулярно, вы хорошо ознакомитесь с ним, почувствуете его целостность, уменьшится опасность того, что вы станете толковать что-либо, противореча его основам. Приходящие к Корану посредством сборника цитат, вместо того, чтобы самим ознакомиться с его содержанием и смыслом, легко подвержены впадению в ошибочное его толкование.

Регулярное обращение к тексту Корана существенно облегчает понимание его как целого; это также окажет большую помощь даже в понимании отдельных слов и стихов. Длительно и непрерывно работая с Кораном, вы обнаружите, что во многих случаях читаемый текст как бы разговаривает с вами и отвечает на ваши вопросы.

Конечно, в разное время вы можете путешествовать по Корану разными путями, в зависимости от целей, которых хотите достичь. Вы можете читать быстро, чтобы закончить чтение к определенному сроку. Или же можете тратить часы на установление значения отдельного слова или стиха. Вы можете вновь и вновь прочитывать один и тот же отрывок, когда быстро, а когда медленно, размышляя над ним. Или же можете пролистывать страницу за страницей – когда хорошо ознакомитесь с основными принципами – в поисках руководства по определенному вопросу. Вы можете размышлять самостоятельно, что, возможно, займет меньшее время, или же можете заняться сравнительным изучением больших и малых работ по тафсир, что заставит вас подолгу останавливаться на небольшом фрагменте.

Чтение работ по тафсир

Т р е т ь е : Если вы закончили полное прочтение Корана с обдумыванием и продолжаете регулярно читать его с меньшей скоростью, удобной для вас, найдите небольшую и заслуживающую доверия книгу тафсир, или примечаний, и прочтите ее. Можно найти несколько хороших кратких комментариев на арабском, урду и других основных мусульманских языках, что же касается такого рода литературы на английском и других европейских языках, то ее в настоящее время очень мало. Тем не менее, все, что вам доступно, может быть полезным, если читать внимательно.

Чтение кратких комментариев даст вам более подробное понимание Корана по сравнению с тем, которого вы можете достичь собственными силами. Они познакомят вас с такими важными областями, как язык, стилистика, аргументация, исторический фон, подробные значения, со всем тем, что вы не сможете узнать путем собственных размышлений. Они могут также исправить какие-то ваши ошибки.

Если в процессе длительного изучения Корана вам потребуется помощь, старайтесь ограничиваться краткими комментариями и не углубляйтесь, по крайней мере вначале, в более сложные труды. Часто их длинные рассуждения становятся препятствием для непосредственного, живого общения со словом Божьим. Читайте частные комментарии, если не сможете достать полных. Также, читая исламскую литературу, специально отмечайте рассуждения и выводы, относящиеся к Корану. Даже если они весьма пространны, они могут оказать вам большую помощь в понимании.

Помните, что то, что дает пищу для Имана и основные указания по поводу того, как следует жить, вы можете найти и без подробных толкований. Помощь тафсир может вам понадобиться лишь для того, чтобы разрешить какие-то сомнения, исследовать тонкий вопрос, разобраться в чем-то сложном.

Изучение отдельных фрагментов.

Ч е т в е р т о е : лучше всего было бы, если бы вы начали учение Корана с самого его начала и довели его до самого конца. Когда-нибудь, и н ш т а ” л л а, некоторые из вас предпримут это, но для большинства такой день может быть весьма отделен или же не наступит вовсе. Вы, тем не менее, должны начать изучение как можно скорее.

Для этого выбирайте короткие выдержки, отрывки, суры или даже отдельный стих и очень подробно их изучайте. Иногда в целях самосовершенствования и Да”ва вам будет нужно изучать определенные фрагменты. Иногда в процессе регулярного чтения вы можете выделить какие-либо отрывки, которые захотите изучить подробнее. Также вы можете осуществлять изучение согласно четко сформулированному тематическому плану. Важно начать изучение и знать, как его осуществлять, а не то, с чего начинать. Некоторые предполагаемые для изучения отрывки приведены в конце этой книги.

Изучение отдельных отрывков будет вам полезно со многих сторон. В о – п е р в ы х, вы ачнете делать успехи в одной из наиболее важных частей вашего путешествия по Корану, вместо непрочного ожидания установив с ним достаточно прочные взаимоотношения путем тадхаккур. В о – в т о р ы х, вы приобретаете важные средства и методы, которые послужат вам ключем к пониманию даже таких частей Корана, которые вы, возможно, не расположены изучать сразу и подробно; поскольку послания Корана повторяются в различных формах (Толпы 39:23). В – т р е т ь и х, вы достигнете лучшего понимания общей структуры Корана, столь необходимого для того, чтобы понимание сказанного оставалось верным. В – ч е т в е р т ы х, вы станете лучше подготовлены к тому, чтобы передавать послания Корана своим товарищам.

Подробное изучение отдельных отрывков не может, тем не менее, заменить полного прочтения, польза от которого весьма разнообразна. Поэтому, как подчеркивалось ранее, не прекращайте регулярного чтения Корана или больших его фрагментов. Углубление в детали и отвержение целого может исказить ваше восприятие и понимание.

Многократное чтение

П я т о е : Ту часть, которую вы выбрали для изучения, вы должны прочитывать вновь и вновь. Сделайте это принципом, которому всегда необходимо следовать. Будьте с ней так долго, как сможете, живите с ней, живите в ней, и пусть она поселится в вашем сердце и мозгу. Такое длительное сотрудничество – важное средство для понимания смысла. Если слова Корана будут записаны в вашем сердце, если они часто будут у вас на устах, размышление над ними окажется для вас более простым и принесет больше пользы. Таким образом, не только на протяжении этого времени, которое вы уделяете изучению, но даже в повседневной жизни, Коран будет открывать вам свой смысл, поскольку слова и с тихи сами будут приходить вам в голову.

Пытливый ум

Ш е с т о е : Развивайте в себе пытливый ум, ищущую душу, сердце, жаждущее мысли. Коран, как вы уже знаете, не требует, чтобы вы читали его заткнув уши, закрыв глаза и заперев ум. Побуждение к размышлению – одна из его наиболее настойчивых и распространенных тем.

Напомним, что вопросы – это путь к пониманию и знанию. Так что всегда задавайте вопросы, когда возникнет такая необходимость. Например: каково буквальное значение этого слова или стиха? Как еще можно его истолковать? Как пришло это откровение, в каких исторических условиях, известно ли это? Каков контекст каждого слова, фразы, предложения? как они связаны с предшествующими и последующими? Каким внутренним порядком и тематическим единством они объединены? Что именно сказано и почему? Каков общий и частный подтекст? Каковы основные темы? Какая из них основная? В чем состоит послание ко мне, к нам в настоящее время? Выпишите возникшие у вас вопросы и пытайтесь найти на них ответы в процессе изучения и чтения.

Не бойтесь задавать вопросы. Вы можете не найти на них ответа сразу, можете вообще не смочь ответить на них самостоятельно и даже с чужой помощью. Ничего страшного. На что бы вы ни нашли ответ – это ваше достижение. Вы не потеряете ничего, если только будете соблюдать определенные правила. В о – п е р в ы х, не задавайте вопросы, ответы на которые находятся за пределами компетенции человека, принадлежащие к м у ш т и б и х а т (Семейство “Имрана 3:7), вроде “на что похоже “Арш? В о – в т о р ы х, не позволяйте себе впадать в мелочность и не задавайте вопросов, не имеющих отношения к чему-то важному в вашей жизни. В – т р е т ь и х, не пытайтесь дать ответ, не основываясь на соответствующих знаниях или здравом рассуждении. В – ч е т в е р т ы х, на некоторые вопросы вы не сможете ответить, которых вы не сможете понять несмотря на все свои знания. Оставьте их на время и перейдите к чему-то другому из Корана. Через какое-то время вы найдете себе в помощь учителя или книгу. Или, может быть, найдете ответ самостоятельно.

В Коране много свидетельств тому, как задавали вопросы первые верующие. Равно важны и поучительны многочисленные примеры того, как Пророк, благословение и мир да будут с ним, и его Сподвижники поощряли пытливость и размышление.

Средства для изучения.

С е д ь м о е : Для обучения вам потребуются определенные средства. Попытайтесь заиметь как можно больше из них.

(1) Приобретите экземпляр Корана с переводом на ваш родной язык. Это необходимый минимум. Пользуйтесь им как для общего чтения, так и для изучения. Он же может быть использован и для запоминания, если он имеет небольшой формат. Но учтите, что тогда вам придется пользоваться всю жизнь пользоваться для запоминания этим экземпляром, поскольку иначе вам будет трудно проверить свои знания. Помните также, что никакой перевод не может быть совершенным и точным. Всякий перевод содержит элементы интерпретации переводчика. Не существует и не может существовать “авторизованного” перевода Корана.

(2) Используемый экземпляр должен содержать краткий комментарий, в противном случае приобретите его отдельно. В любом случае вы должны его иметь. Перевода и заслуживающего доверия комментария для ваших начальных, основных целей достаточно.

(3) Вам может показаться полезным, хоть это и необязательно, иметь несколько переводов и комментариев для изучения различных значений тех или иных слов и фрагментов текста, как их понимали различные ученые.

(4) Для более углубленного изучения вам необходимо иметь по меньшей мере один более подробный т а ф с и р. Вы можете не найти его на английском, тогда попытайтесь приобрести что-либо частично посвященное этому.

(5) Приобретите хороший арабский словарь, лучше всего – словарь Корана, для того чтобы глубоко вникать в значение слов.

(6) Имейте указатель изречений. Список некоторых из таких средств изучения привиден в конце этой книги.

Как проводить изучение

Ниже прилагается пошаговая процедура подробного изучения отдельных отрывков Корана. Однако строгих правил на этот счет нет. Разумеется, вам может показаться более полезным следовать собственной процедуре, лучше учитывающей границы ваших возможностей. Главное следовать определенной системе и стараться соблюдать такую последовательность:

Сначала изучите отрывок полностью самостоятельно. Затем наведите справки в источниках или посетите квалифицированного учителя с тем, чтобы выяснить все, что можно о его значении. Наконец, объедините полученные обоими этими путями знания для достижения как можно более полного понимания.

Ступень I : Ознакомление и определение задач.

Ш а г 1: Быстро вспомните все, что сможете об основных предпосылках и об участии внутреннего “я”. Осознайте, что Аллах с вами и помолитесь Ему о помощи в понимании того, о чем вы собираетесь читать.

Ш а г 2: Прочтите отрывок, вдумываясь в его значение, по крайней мере трижды, или же столько раз, сколько вам потребуется для того, чтобы смочь изложить его общее содержание, не заглядывая в него. Таким образом вы проникнетесь им и сможете размышлять над ним, когда захотите. Правило таково: проникнетесь словами и их смыслом перед тем, как толковать их.

Ш а г 3: Выпишите, не глядя в текст, все основные его темы, какие вы сможете выделить. Затем сверьте выписанное с текстом.

Ш а г 4: Запишите главную тему отрывка, если сможете ее выделить.

Ш а г 5: Подразделите отрывок на более мелкие части так, чтобы по вашему мнению каждая часть содержала одно послание или группу посланий.

Ш а г 6: Подчеркните все слова и фразы, которые вам представляются ключевыми для понимания смысла.

Ш а г 7: Поставьте вопросы так, как о том говорилось выше, и выпишите их.

Ступень II : Поразмышляйте над прочитанным:

попытайтесь самостоятельно ответить на поставленные вами вопросы и понять смысл и послания согласно основным указаниям, приведенным в следующей части.

Ш а г 8: Раскройте значение наиболее важных слов.

Ш а г 9: Определите значение каждой фразы или утверждения.

Ш а г 10: Подумайте, как они связаны между собой, почему одно предшествует другому или следует за ним, что их объединяет.

Ш а г 11: Раскройте и осознайте их значение в частном контексте отрывка, в более общем контексте суры, в самом общем контексте Корана.

Ш а г 12: Определите все послания и учения, содержащиеся в отрывке.

Ш а г 13: Спросите: “О чем он говорит мне в наше время?”

Ш а г 14: Подумайте, как должны на него откликнуться вы, Умма и человечество.

Ступень III : Постарайтесь раскрыть значения с помощью имеющихся у вас пособий и учителей и проверьте их с помощью ступень II, шаги 8-14. Пересмотрите, исправьте, измените, расширьте свое понимание, утвердитесь в нем или отвергните его.

Ступень IV : Запишите или сохраните в уме и сердце пришедшее таким образом понимание. Отметьте вопросы, оставшиеся без ответа. Не считайте свое понимание полным и окончательным: продолжая занятия, вы будете открывать все новые значения и осознавать необходимость его пересмотра.

Как понимать значения

Для того, чтобы с необходимой подробностью описать все принципы и руководства, которым необходимо следовать для понимания Корана, нудно написать большой научный труд. Здесь мы можем привести лишь набросок, и то краткий, некоторых важнейших из них, о которых вы всегда должны помнить, пытаясь понять значение Корана.

Основные принципы

Понимать как живую реальность

П е р в о е : Понимать каждое слово Корана так, как если бы Он был открыт вам только сейчас. Считайте его живой Книгой, тесно связанной с современностью, так как это было, когда четырнадцать веков назад он был впервые ниспослан. Поскольку, если он вечно действен и неизменен, его послания в наше время не могут быть другими. Поэтому не воспринимайте ни один стих Корана как предмет старины. Только тогда вы будете понимать его как “живое” слово Вечного Бога, всегда поддерживающего каждое свое творение. (ал-Хайи ал-Каюм).

Это, как вы знаете, очень важно для того, чтобы ваше сердце принимало участие в чтении. Ваши сознание и интеллект также должны подходить к Корану, всегда руководствуясь этим. Глубина смысла Корана чрезвычайна. А такое осознание поможет вам вскрыть все заложенное в Коране, так что в свете этого вы сможете понимать каждое его слово.

После этого попытайтесь соотнести его со своей жизнью. Повседневные заботы, спорные вопросы, современные достижения науки и техники – на все найдется ответ в Коране.

Понимать как послание к вам

послание Корана как обращенное к вам лично и к окружающим вас людям. Коль скоро вы уже немного продвинулись в понимании Корана, вы должны пытаться понять, чему учит каждый его текст применительно к вашим обстоятельствам. Ранее вы прочли о том, как можно увеличить степень участия в чтении Корана вашего внутреннего “я”. Теперь вы должны осознать, каким образом оно может открыть ваш разум для понимания Корана.

Некто пришел к Пророку, благословение и мир да будут с ним, для того, чтобы научиться Корану. Пророк прочел ему суру Землетрясение (99). Когда он дошел до слов “И кто сделал на вес пылинки добра увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла увидит его”, этот человек сказал: “Это очень важно для меня” и ушел. Пророк, благословение и мир да будут с ним, ушел как факих (достигший понимания)” (Абу Да”уд).

Я уверен в том, что в Коране нет такого отрывка, который бы не содержал послание, адресованное лично вам, вы лишь должны обладать проницательностью для того, чтобы увидеть его. Каждый атрибут Бога побуждает вас к построению с Ним соответствующих отношений, всякое описание Жизни за пределами смерти побуждает вас готовиться к ней, стремиться к этой награде, искать защиты от зла, каждый диалог вовлекает вас, а каждый персонаж дает вам пример, которому необходимо следовать, или же отвергать его. Всякое предписание, даже если оно на первый взгляд неприменимо к вашим нынешним обстоятельствам, частично адресовано вам. Самые общие утверждения всегда имеют частное значение для вас; самые частные утверждения, события и ситуации всегда могут быть обобщены и применены к вашей жизни.

Понимать как часть целого

Т р е т ь е : Коран обладает внутренним единством. Он является единым откровением. Его послание едино, несмотря на то, что оно передано во множестве различных форм. Оно содержит единое мировоззрение, единое в своей основе руководство. Поэтому все его части полностью согласуются друг с другом. Это один из признаков его Божественного происхождения.

“Разве ж они не размыслят о Коране? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий! (Женщины 4:82)

Вы должны постараться полностью понять это единое послание, эту первооснову. Поэтому все, что вы читаете, будь это одно слово, стих, раздел или сура, вы должны воспринимать как часть этого послания, как часть Корана как единой Книги. Никогда не отделяйте ничего от общей основы Корана, иначе вы можете прийти к искаженному пониманию его значения. Проверяйте, соответствует ли найденное вами значение общему контексту.

Изучая отдельные отрывки, вы должны анализировать их, достигая понимания каждого предложения, даже каждого отдельно взятого слова. Но не забывайте сложить их потом обратно в общую картину, а затем найти место этой отдельной картины в едином послании Корана. Без этого такое выборочное изучение уведет вас в противоположном направлении. Без этого вы можете впасть в ошибку, используя отдельные стихи для подтверждения своей точки зрения вместо того, чтобы руководствоваться точкой зрения Корана.

Также вы должны изучать Коран полностью, пытаясь понять значение, применимое к современным вам проблемам. В противном случае вы совершите большую ошибку, приводя Коран в соответствие с современными воззрениями вместо того, чтобы критически оценить их в соответствии с Кораном.

В свете вышесказанного, не рекомендуется изучать Коран с помощью сборника цитат, не прочтя его полностью много раз и не достигнув полного понимания его общей структуры. Используйте такие сборники только для поисков ссылок, необходимых вам в начале учения.

Понимать как единый связный текст

Ч е т в е р т о е : Коран в высшей степени обладает связностью и упорядоченностью, невзирая на кажущуюся на первый взгляд хаотичность. Каждая его часть связана с другой, стих со стихом, а сура с сурой. Кроме видимых перескоков с одной темы на другую, есть связующая нить. Именно поэтому Пророк, благословение и мир да будут с ним, указывал переписчикам, в каком месте следует поместить то или иное откровение.

Вы должны стремиться найти этот внутренний порядок, даже если это не удастся вам с первой попытки, или же потребует длительного времени. Только поняв место каждой части в этом порядке, можно полностью раскрыть ее значение.

Понимать всем своим существом

П я т о е : Достигайте понимания, вовлекая в изучение Корана все свое существо. Ваша личность объединяет в себе разум и сердце, чувства и интеллект. Коран – это не узел для умственного распутывания и не блаженство, которого достигают, впадая в экстаз. Не изучайте Коран, будучи лишенным цельности; не исключайте из его изучения ни разум, ни сердце, особенно их.

Понимать то, что говорит вам Коран.

Ш е с т о е : ПОнимайте то, что говорит вам Коран, а не то, что вы говорите ему. Никогда не приходите к Корану в поисках поддержки своего мнения, своих взглядов, доказательств своей правоты. Вы должны приходить к нему с открытым разумом, будучи готовыми внимать голосу Бога и подчиняться ему.

Оставаться в согласии

С е д ь м о е : Вы не первый, кто изучает и пытается понять Коран. До вас было множество людей, бравшихся за эту задачу и многого достигших. Вы не можете игнорировать их. Поэтому вы не должны приходить к Корану, как если бы вы были первым, кто к нему приходит, но и не должны прокладывать свой путь только лишь вокруг последнего толкования. Ни одно значение, найденное вами, не может быть истинным, если оно противоречит тому, что говорил или делал Пророк, благословение и мир да будут с ним, или тому, что является общепринятым в Умма. Выводы, являющиеся новыми или коренным образом отличные от того богатого наследства, что передается из поколения в поколение, должны основываться на высокой учености.

Понимать согласно уникальным критериям Корана

В о с ь м о е : Коран не похож ни на какую другую книгу; он единственен во всех отношениях. Он обладает собственным языком и произношением, стилем и красноречием, логикой и доводами и, кроме того, уникальными подходом и целью. Невозможно подходить к нему с человеческими стандартами и критериями, отличными от присущих самому Корану.

Его уникальная цель состоит в том, чтобы вести человека, каждого человека к его Создателю, полностью изменить его, введя в совершенно новые отношения с его Богом. Все подчинено этой цели и наполнено ею. Это подразумевает несколько важных вещей.

В о – п е р в ы х , хотя океан его значений неизмеримо глубок и безбрежен, средний человек может с их помощью постичь истину, согласно которой ему следует жить, они до некоторой степени ясны и понятны для него, если он будет приходить к ним надлежащим образом.

В о – в т о р ы х , его язык таков, что его может понять обычный человек. Он пользуется простыми словами, используемыми в повседневной речи. Он не придумывает новых непонятных, терминов, не пользуется языком философии, естественных наук, логики или иной научной дисциплины. Вместе с тем он наделяет старые, повседневные слова совершенно новым значением.

В – т р е т ь и х , он не является ни исторической, ни естественно-научной, ни философской книгой, ни книгой по логике. Поэтому не ищите в Коране подтверждения современных достижений человеческого знания, также эти достижения не имеют решающего значения для его понимания, хотя и могут оказать помощь в этом.

В – ч е т в е р т ы х , доводы Корана основаны на повседневном естественном, историческом и личностном опыте человека. Он уникален в том смысле, что он входит в собственный мир слушателя, который тот хорошо знает, и исходит из собственных предпосылок слушателя. Именно таким путем Коран овладевает его разумом и сердцем.

Понимать Коран с помощью Корана

Д е в я т о е : Лучший комментарий к Корану – сам Коран. Вы можете заметить, что многие слова и рассуждения в нем повторяются. Но это отнюдь не бессмысленное повторение; оно обычно используется для высвечивания новых значений или для сосредоточения на новом аспекте. Вы должны стараться понять такие новые значения. Итак, для того, чтобы понять значение какого-либо слова, стиха или отрывка, обратитесь к самому Корану. Например, вы лучше поймете значение таких ключевых слов как р а б б , и л а, д и н , ” и б а д а , й м а н , д х и к р , изучая различные контексты, в которых они употребляются в Коране. Понимать с помощью Хадисов и Сира

Д е с я т о е : Одной из основных забот Пророка, благословение и мир да будут с ним, было разъяснение Корана. Он делал это с помощью слов и личного примера. Поэтому полное собрание Хадисов и Сира представляет собой богатейший источник понимания Корана. Полезны не только Хадисы, содержащие материалы по тафсир, но и вообще все Хадисы. Например, Хадисы, посвященные таким темам, как Иман, Джихад, тавба, окажут вам обльшую помощь в понимании стихов Корана, которые встретятся вам при изучении подобных вещей.

Язык

О д и н н а д ц а т о е : Язык является первейшим ключом кк Корану. Наряду с описаниями жизни Пророка, благословение и мир да будут с ним, он имеет решающее значение для его понимания. С помощью языка Коран делает себя ясным, живым и доступным. Вы должны всегда помнить о некоторых особенностях того арабского языка, на котором написан Коран.

В о – п е р в ы х , стиль Корана – разговорный, а не письменный. При устном обращении многие вещи могут не быть высказаны, если непосредственным слушателям не составляет труда понять их. Это усиливает его воздействие, поскольку в этом случае слушатели и их окружение постоянно взаимодействуют с говорящим, с его словами. Слишком большое количество подробностей огрубляет слог. Также для языка Корана характерна внутренняя смена грамматических времен. Это также делает текст более живым. Вы должны быть готовы к таким сменам и уметь определять, кто к кому обращается. Бывает так, что высказывание внезапно обрывается; вы будете должны вовремя это понять.

В о – в т о р ы х , арабский язык не только предельно немногословен и допускает пропуск подразумеваемых слов. Он часто опускает связующие слова и выражения. Отсюда двусмысленности, пропуски, умолчания и тому подобное, к чему вы должны подходить весьма осторожно. Узнать об этом можно лишь с помощью книг тафсир или от учителей.

В – т р е т ь и х , буквальное значение слов и отрывков, вырванное из контекста, недостаточны для понимания. Вам следует достичь определенного понимания и чувства общего мировоззрения, стиля и фразеологии Корана. Большую помощь здесь окажет знакомство с арабской литературой того времени, хотя для начинающих это может составить трудности.

Методические указания

В соответствии с изложенными выше принципами, для вас могут оказаться полезными некоторые методические указания.

Изучение слов

П е р в о е : Сначала старайтесь определить значение тех слов, которые представляются вам ключевыми для понимания текста. Из пособий вам потребуется перевод и краткий комментарий. Пользуйтесь также словарем, но помните, что данное в словаре значение не всегда адекватно. Лучшим руководством для вас является конкретный текст, а также весь Коран и его мировоззрение.

Контекст

В т о р о е : Когда вы поймете прямое значение слов, рассмотрите отрывок в контексте и попытайтесь понять его смысл. Прочтите то, что предшествует отрывку и следует за ним, а если нужно – то и всю суру.

Исторический фон

Т р е т ь е : Узнавайте как можно больше необходимых исторических сведений. Но убедитесь в их достоверности. Обратитесь в связи с этим к Хадисам, говорящим о “причинах откровения” (асбаб ал-нузул). В них содержатся ценные сведения, но помните о двух вещах: во-первых, такие рассказы не всегда посвящены именно тем обстоятельствам, при которых откровение пришло, а скорее тем, для которых оно применимо. Во-вторых, приведенные в тексте свидетельства об откровении более важны, ими нельзя пренебрегать при изучении исторических сведений. В-третьих, исторические сведения не должны мешать вам применять изучаемый текст к вашим обстоятельствам.

“Первоначальное” значение

Ч е т в е р т о е : Уяснив прямое, буквальное значение, постарайтесь как можно лучше понять, как данный текст мог быть понят его первыми слушателями. Понять прямое значение, возможно, окажется проще, найти же “первоначальное” значение, спустя четырнадцать веков, в других общественных условиях, окажется сложной задачей. Не будем обсуждать здесь эти сложности, хочется лишь предупредить вас о них.

Понимать применительно к вашим условиям

П я т о е : Следующая ваша задача – читать и понимать текст применительно к вашим условиям. Это столь же трудно, как и найти первоначальное значение, особенно если вы не хотите попасть в ловушку, пытаясь навязать Корану придуманный вами смысл. Опять-таки, нет возможности обсуждать здесь связанные с этим сложные проблемы истолкования, с другой стороны от них так просто не отмахнуться. Во всяком случае вам не избежать решать эту задачу. Если вы будете помнить об одном простом правиле – приходить к Корану осознанно и никогда не пытаться заставить его говорить то, что вам кажется правильным – и будете соблюдать его, вы избежите таких ловушек. Также сосредотачивайтесь на том, что жизненно важно для вас, а не на сложных и спорных вопросах.

Допустимо, а иногда и необходимо использовать современную лексику для того, чтобы понять истинное значение Корана для наших условий, и сосредоточиться на нем, но лишь до тех пор, пока она согласуется с прямыми и первоначальными значениями, и не утрачивается первоначальная лексика.

Утонченные и не относящиеся к делу значения

Ш е с т о е : Не тратьте время на поиск утонченных, алегорических, глубинных значений, которые непонятны простому человеку. Также не ищите значений, не имеющих отношения к вашей жизни и к жизни первых верующих.

Уровень знаний и способностей

С е д ь м о е : Понимайте значения соответственно уровню ваших знаний и способностей. Вместе с тем не упускайте из виду тот уровень знаний, которым обладали те, кому Коран был адресован впервые, чтобы не сбиться с пути и не извлечь из Корана свои собственные знания.

Современные человеческие познания

В о с ь м о е : Каждый человек неизбежно использует свои познания для понимания Корана. Разумеется, вам необходимы эти познания для того, чтобы критически оценить их согласно критериям Корана, для нахождения в нем руководства по тем спорным вопросам, которые у вас возникают и для того, чтобы понимать Коран, как если бы он был написан современным языком. Но опять-таки, всячески стремитесь с помощью Корана подтвердить современные знания. Не заставляйте Коран предсказывать все современные научные открытия. Особенно будьте осторожны с теми научными теориями6 что подобны замкам на песке. Попытки прочесть в Коране Эйнштейна или Коперника, Ницше или Бергсона столь же ошибочны, как и попытки прочесть в нем Птолемея, Аристотеля или Платона.

Непонятное

Д е в я т о е : Вам встретится много слов и предложений, которые останутся для вас непонятными, несмотря на все ваши усилия. Это может быть связано с тем, что ваши знания недостаточны, или же с тем, что эти слова и предложения слишком трудны. В таких случаях отметьте возникшие у вас трудности и переходите к дальнейшему изучению. Не тратьте время на то, что, возможно, выходит за пределы ваших способностей.

Жизнь Пророка

Для того, чтобы понять Коран и проникнуться им, вам нужно как можно сильнее приблизиться к Пророку, благословение и мир да будут с ним, превым принявшему Коран от Аллаха. Его жизнь – это лучшее “толкование” Корана, Самое верное руководство на пути к его значению и посланию. Это “живой Коран”. Если вы хотите увидеть Коран, а не просто прочесть его, обратите свой взгляд на Пророка, благословение и мир да будут с ним. Поскольку, как сказал Сайеда “А!исха “его руководством был только Коран”. Его Сира окажутся для вас куда полезнее, чем великие книги толкований, такие как И б н Д ж а р и л , И б н К а т х и р , К а ш ш а ф и Р а з и .

Для того, чтобы приблизиться к Пророку, вам прежде всего следует как можно больше читать его изречения, Хадис, и его жизнеописание, Сира. Кроме того, лучшее из его Сира вы найдете в Коране, пусть даже там нет биографических подробностей. И, во-вторых, старайтесь следовать его Сунне. Поступая так, вы по-настоящему поймете его, а, следовательно, и КОран. Также вы полюбите Аллаха, и Аллах будет любить вас (Семейство “Имрана 3:31).