ИСЛАМСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ

а) Cтолпы Ислама и нравственные ценности.

1. Цель пророчества – совершенствование нравственности.

Святой пророк (Мир Ему И Благословение Божье, далее просто МЕИББ) выразил самую наивысшую цель его миссии в этом мире и методики его обращения к людям в этих словах:

“Я послан с целью – совершенствовать нравственность” (Малик).

Та великая миссия, оставившая неизгладимый след в истории развития человечества и имевшая целью разъяснение принципов морали и приведения их к Тому, под чьим руководством находился пророк Мухаммад (МЕИББ), осуществлялась непрерывно. Ее единственной целью было укрепление морального характера людей с тем, чтобы перед их глазами предстал мир совершенства и чтобы они стремились постичь его сознательно и со знанием.
Поклонение было сделано обязательным в Исламе и включено в основные столпы веры. Но поклонение по Исламу не является чем-то вроде мистических упражнений, которые связывают людей с неизвестным мистическим существом, которое принуждает людей выполнять бесполезные деяния и бессмысленные поступки. Все обязательные исламские формы поклонения даны в виде упражнений и тренировок с тем, чтобы дать возможность людям воспитать в себе хорошие принципы нравственности и привычки, быть законопослушными и до конца своих дней быть верными этим принципам, независимо от каких бы то ни было изменений жизненных явлений.

2. Намаз предотвращает совершение зла.

Салат (намаз) является обязательной формой поклонения, подобной упражнению, к которому человек притягивается с интересом и желанием. Он обязан совершать его постоянно, что в конечном случае сделает жизнь человека безоблачной, а тело крепким и сильным.

Святой Коран и Сунна пророка (МЕИББ) – оба есть открытые доказательства этих реальностей. Когда Аллах призывает людей к совершению намаза, Он выражает его мудрость в следующих словах:

“Намаз запрещает бесстыдство и зло” Коран (29:45).

Воздержание от совершения зла, безнравственных поступков и очищение от плохих деяний – таковые также реальности намаза. В хадисе-гудси (Богооткровенный хадис) говорится: “Я внемлю тем молитвам людей, которые призывают к смирению в отношении Моего величия, обязывают Мои создания воздерживаться от греха против Меня; людей, пребывающих весь день в мыслях обо Мне, и которые являются добрыми по отношению к бедным, путникам, больным и страждущим (Аль-Баззар).

3. Закят – средство очищения.

Закят не просто налог, который взимается с имущества; его самой важной и далеко идущей целью является посев семян добра, симпатии и благожелательности; а также служит цели проникновения в различные слои общества и установления отношений любви и дружбы.

Цель взимания закята выражена в Коране следующими словами:

“О пророк! Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и освящаешь их” (Коран 9:103).

Самоочищение от мирской грязи вознесение общества на высоты благопристойности и чистоты – такова мудрость в Завете.

Пророк (МЕИББ) сказал: “Улыбаться в обществе своего брата есть благотворительность. Понуждать к совершению хороших деяний и удерживать от совершения зла – благотворительность. Вести человека там, где он может заблудиться – благотворительность. Убирать с дороги могущие причинить беспокойство вещи, такие как колючки и кости, – благотворительность. Отлить воду из своего кувшина в кувшин своего брата – благотворительность. Вести незрячего – благотворительность”. (Бухари).

4. Пост – ступень к праведности.

В Исламе пост является обязательным. И он рассматривает его (пост) не только как временное воздержание от каких-либо блюд и напитков, но и как отказ от чувственных наслаждений и запрещенных вещей.

Пророк (МЕИББ) сказал: “Пост не есть просто название воздержания от приема пищи или воды, а воздержание от безнравственных и непристойных поступков. Если в состоянии поста кто-либо оскорбляет вас или напрашивается на ссору, скажите: “Я пощусь” (Ибн Хузейма).

Коран выражает цель поста в этих словах:
“О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он предписан был тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны” (Коран, 2:183).

4. Хадж – обязательное паломничество с целью ослабить любовь к мирскому.

Иногда человек думает, что посещение святых мест и совершение паломничества, которое обязательно для каждого мусульманина, который в состоянии совершить его, и которое включено в основные столпы Ислама, является просто одной из форм поклонения, которое не имеет никакой связи с миром нравственных ценностей и характером. Это – явное недоразумение. Напутствуя людей к совершению этого обязательного вида поклонения, Аллах сказал:

“Месяцы хаджа хорошо известны, и кто обязался в них на хадж, нет приближения (к женщине) и распутства, и препирательства во время хаджа, а что вы сделаете хорошо, то знает Аллах. И запасайтесь, ибо лучший из запасов – благочестие. И бойтесь Меня, обладатели рассудков”. Коран (2:197).

Это – одна (из многих) черт проявления поклонения, которые хорошо известны и широко практикуются в Исламе; и они-то и являются его основными столпами. Они доказывают нам, какая глубокая взаимосвязь существует между религией и нравственностью и насколько сильной и продолжительной является эта взаимосвязь.

Насколько различаются все эти формы поклонения по духу и проявлениям друг от друга, но и настолько близки они в своих целях и задачах – такова главная обязанность, которую поставил перед собой пророк (МЕИББ).

Следовательно, салят (намаз), саум (пост), закят, хадж и другие формы поклонения, подобно этим, являются ступенями к истинному совершенствованию, способами очищения и чистоплотности, которые делают жизнь уверенной и значимой. Что касается высоких задач и благородных целей, которые являются неотъемлемыми частями и следствием этих форм поклонения, то им придается очень высокое и важное место в религии Аллаха.

Если эти формы проявления поклонения не очищают сердца людей, если они не вызывают к жизни лучшие качества у тех, кто соблюдает их, и они не улучшают и не укрепляют связи между Аллахом и Его сознательными творениями, тогда людям ничего другого не остается, кроме разрушения и вымирания.

Аллах сказал: “Ведь тот, кто приходит к своему Господу грешником, – для него геенна, в которой он не умирает и не живет. А кто приходит к Нему верующим, совершив благое, для тех высшие ступени – сады Эдема из-под которых текут реки, – для вечного пребывания там. Таково воздаяние тех, кто очистился” (Коран, 20:74-76).

б) Слабость нравственных принципов – доказательство отсутствия веры.

1. Вера несовершенна без нравственности.

Вера – это такая сила, которая удерживает людей от совершения низменных поступков и воодушевляет их на достижение нравственного очищения. Вот почему всякий раз, когда Аллах призывает Своих рабов к добродетели, или когда Он воспитывает у них ненависть к злу, Он называет нравственные принципы залогом веры в их сердцах. Например, когда Он обращается к ним такими словами:

“О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми” (Коран, 9:119).

Посланник Аллаха (МЕИББ) доходчиво объяснил это таким образом, что, если вера незыблема и убеждение прочное, тогда возникнут прочные и устойчивые нравственные принципы, а если нравственные устои шатки, то, соответственно, будет слаба и вера. Человек бесстыдный, невоспитанный, имеющий плохие привычки, проявляющий заботу о себе, не думая о других, подобен человеку, о котором так сказал пророк (МЕИББ):

“Скромность и вера – близнецы. Кто лишен одного, теряет и другое” (Аль-Хаким, Тибрани).

Однажды пророк (МЕИББ) проходил мимо Ансари, который выговаривал своего брата за нескромность. Пророк посоветовал ему отпустить брата, сказав, что скромность – ветвь веры.

Человек, который изводит своего соседа, и заставляет его терпеть какой-либо ущерб, в религии называется жестоким и человеком с каменным сердцем. В этой связи решение пророка (МЕИББ) таково:

“Во имя Бога! Он не может быть мусульманином!
Во имя Бога! Он не может быть мусульманином!
Во имя Бога! Он не может быть мусульманином!”

Его спросили: “Кто”? Он ответил:
“Тот от чьих злых деяний страдает сосед” (Бухари).

Святой пророк советует своим слушателям воздержаться от разговора, являющегося вздором. А также от поступков, являющихся безнравственными и, наконец, от деяний являющихся бессмысленными. Он говорит:

“Человек, который верит в Аллаха и в судный день, должен говорить о хороших вещах, в противном случае он должен молчать” (Бухари).

Таким образом, через истину веры и при помощи ее совершенствования воспитываются и укрепляются благородные черты.

2. Ряды разрушены, сердца мрачны, молитвы безвкусны.

Тем не менее, вы можете встретить также и таких людей, которые называют себя мусульманами, но ленятся совершать обязательные молитвы, а на людях они заявляют о том, что они усердствуют в исполнении этих молитв. Но они, в то же самое время, не торопятся действовать таким образом, чтобы это противоречило требованиям благородных черт характера и истинной веры.

Святой пророк (МЕИББ) предостерегал свою Умму (общину) от таких людей.

Человек, который допускает ошибку в следовании различным формам поклонения, не понимая их значения, может быть только человеком, который не понимает духа поклонения или не способен подняться до понимания его.

Много раз даже ребенок может копировать движения намаза и способен повторить то, что произносится во время намаза. Иногда актер также предлагает молитву со всей смиренностью и проникновением; и выполняет все необходимые ритуалы.

Но эти движения не приносят пользу вере и не достигают цели. Существует единственный способ совершения других форм поклонения, что никогда не приносит плохих результатов, – это высокий нравственный характер.

Имам Ахмад объяснил это проще: “Один человек спросил пророка (МЕИББ): “О посланник Аллаха! Одна знакомая женщина славится своими молитвами, постом и многими другими добродетелями, но очень грубо разговаривает со своими соседями. Скажи, какова будет ее судьба”? Он ответил: “Она будет в аду”. Затем этот же человек спросил: “О посланник Аллаха! Другая женщина не много делает в смысле молитв и поста, но раздает кусочки сыра в своем милосердии и не приносит никакого вреда своим соседям. Скажи, какова будет ее судьба”? Он ответил: “Она будет в раю”.

Этот ответ дает яркое представление высокой ценности нравственных постулатов характера. Святой пророк (МЕИББ) не только просто отвечает на случайный вопрос, но объясняет взаимосвязь между нравственностью и религией, раскрывает их связь с правильными выражениями форм поклонения и подводит базу реформ и улучшения в этом мире и спасение в грядущем.

Проблема нравственности очень важна. Поэтому пророк (МЕИББ) вынужден был постоянно осуществлять руководство над своими последователями. Он должен был настойчиво им давать правильные советы с тем, чтобы стало абсолютно понятно, что вера, доброта и нравственность взаимозависимы. Они связаны друг с другом и ничего не может их разделить.

3. Кто беден?

Однажды пророк (МЕИББ) спросил своих дорогих собеседников, знают ли они, кто считается бедным. Они ответили, что беден тот, у кого нет денег. В ответ посланник Аллаха (МЕИББ) сказал:
“В моей Умме бедный тот, кто в день Суда предстанет пред Аллахом. Этот человек исполнял намаз, платил Закят, постился. Но в то же время он кого-то оскорбил, кого-то ложно обвинил, незаконно отобрал чью-то собственность и, наконец, убил человека и спрятал его тело. Так вот, все его добрые дела будут отданы его жертвам. И если его хорошие поступки закончились раньше, чем плохие начались, тогда преступления против его жертв падут на его голову, и он будет брошен в ад” (Муслим).

Такой человек действительно беден. Он оказался в положении торговца, у которого более чем на тысячу рупий товара, но он должник, т.к. его долг составляет две тысячи рупий. Можно ли назвать этого человека богатым?

Верующий человек, который совершает определенные молитвы или исполняет определенные виды поклонения, но в то же время после этого совершает непристойные и злостные поступки, или грубит в отношениях с людьми, издевается над бедными и жесток с беспомощными, тогда как можно этого человека назвать праведным?

Пророк (МЕИББ) объяснил это следующим примером: Он сказал, что лучшие нравственные ценности характера растапливают ошибки подобно горячей воде, а плохие портят хорошие дела человека подобно тому, как уксус портит мед.

4. Установление личности лицемера.

Когда злость накапливается в самом себе, а потеря, вызванная ею стала очевидной и опасность все увеличивается, тогда такой человек освобождается от религии подобно тому, как, освобождаясь от одежды становятся голым. В это время заявления такого человека о его праведности будут насквозь фальшивыми. Какова цена религиозности без хороших нравственных качеств? Возможно ли такое, чтобы человек был предан Аллаху и в то же самое время был замешан в коррупции?

Эта взаимосвязь верования и нравственности ясно показана в изречениях святого пророка (МЕИББ):
“Человек, который имеет эти три привычки – лицемер, даже если он соблюдает пост, совершает намаз и паломничество, и называет себя мусульманином. Когда такой человек говорит, он говорит неправду. Когда дает обещание, он его не выполняет. Наконец, когда ему что-то доверяют, он предает доверие” (Муслим)

В другом хадисе он сказал:
“Существуют три признака, характеризующие лицемера: когда он говорит, он говорит неправду; Когда дает обещание, и не сдерживает его; когда заключает договор и не нарушает его. Хотя он может совершать молитвы, соблюдать пост и называть себя мусульманином. (Муслим)

Он также сказал:
Существуют четыре привычки, и если они обнаруживаются в человеке, то он законченный лицемер. Если хоть одна из этих привычек обнаруживается в человеке, он будет отходить от религии до тех пор, пока он не покинет ее: когда ему что-то доверяют, а он предает это доверие; когда он говорит, он говорит ложь; когда он заключает договор и не выполняет его; когда он ссорится, он начинает оскорблять. (Бухари)

Нравственные уроки пророка (МЕИББ).

Эти уроки показывают, что Ислам появился для того, чтобы осветить жизнь людей светом добродетели и хороших манер, воспитать в них широту характера, наполнить их ладони бриллиантами хорошего поведения. Он определил задачу создания основ в процессе достижения этой великой цели в качестве важной части пророчества.

Ислам перечислил все эти добродетели и принципы и вдохновил их носителей сделать эти принципы частью своей жизни.

Если бы мы собрали все высказывания святого пророка (МЕИББ) о значимости хороших моральных качеств характера человека, то получилась бы многотомная книга.

Перед тем, как перечислить эти добродетели и раскрыть их детали, полезно привести несколько примеров того, насколько убедительно и внушительно Ислам призывает людей принять хорошие моральные качества характера.

Усама ибн Шереек рассказывал: Мы сидели в присутствии посланника Аллаха так тихо, как будто боялись спугнуть птиц, сидевших на наших головах. Никто не осмеливался открыть рта. Через несколько минут подошли несколько человек и кто-то спросил: Кто самый дорогой для Бога, среди Его рабов ? Пророк ответил: Тот у кого самый лучший нравственный характер (Тибрани).

В другом хадисе он сказал: В день суда ничего не может быть более весомым для верующего, чем доброта характера. Аллах не любит бесстыдного и грубого собеседника (Ахмад)

Анас сообщил, что посланник Аллаха (МЕИББ) сказал: Раб Аллаха благодаря своему хорошему поведению, достигает высокого положения и чести в будущей жизни, хотя он может и не быть очень усердным в вопросах поклонения, а из-за злобности его характера он попадает на самое дно ада (Тибрани).

Аиша передала, что она слышала как пророк (МЕИББ) сказал: Мусульманин благодаря своему красивому поведению достигнет высокого положения, как и тот, кто соблюдает пост и выстаивает молитву в ночи (Абу Дауд).

Абу Хурайра передал, что он слышал как пророк (МЕИББ) сказал: Благородство верующего заключается в его религиозности, его простота – в интеллигентности, а его праведность – в доброте его характера (Хаким).

Отличная примерность пророка (МЕИББ).

Ограничивание только командами типа нельзя и можно является недостаточным основанием для создания хороших моральных качеств в каком бы то ни было обществе, так как для формирования этих качеств с учетом самой природы человека важным фактором является также и примерность самого учителя, иначе общество становится просто моралистским. Обучение хорошему поведению требует длительного воспитанияи постоянного наблюдения; тогда оно приносит плоды.

Воспитание также не может быть успешным, если пример не вселяет полного доверия. К примеру, человек, обладающий плохими моральными качествами не может произвести хорошее впечатление на окружающих.

Лучших результатов воспитания можно ожидать от такого человека, чья личность, силой своих моральных качеств, способна вызвать чувство восхищения у очевидцев. Они будут петь фимиамы его благородству и чувствовать непреодолимое желание следовать примеру его жизни. Мир будет непроизвольно чувствовать желание следовать по его стопам.

Для того, чтобы лелеять мечту и все больше и больше совершенствовать хорошие черты характера среди последователей, необходимо, чтобы лидер обладал более высоким и более благородным характером, чем его последователи.

Сам пророк (МЕИББ) служил лучшим примером хороших моральных качеств характера, превзойти которые он призывал своих последователей. Перед тем, как советовать им принять нравственность жизни, раздавая советы и поучения, он сеял семена морали среди своих последователей путем личного проведения в жизнь такого образа жизни.

Анас говорил: Я служил у святого пророка (МЕИББ) десять лет. Ни разу за все это время он не сказал Уф! (выражая недовольство); ни разу не спросил меня, почему я не сделал это или то (Муслим).

Анас также рассказывал: Если кто-либо приходил к пророку (МЕИББ) и здоровался с ним за руку, пророк (МЕИББ) никогда не убирал руку раньше того, кто подал руку, и он никогда не отворачивался от собеседника раньше, чем отворачивался тот. И на встречах он никогда не вытягивал ног перед присутствующими, чтобы они хоть чуть-чуть были впереди коленей тех, кто рядом с ним (Тирмизи).

Аиша говорила: Если было два варианта выбора, посланник Аллаха (МЕИББ) обычно избирал самый легкий, при условии, что в нем не содержится греха. Если та работа была греховной, то он убегал далеко от нее. Ну а если повеления Аллаха не выполнялись, то только тогда пророк (МЕИББ) гневался. Он никогда никому не мстил. Посланник Аллаха (МЕИББ) никого не тронул и пальцем, ни жену, ни слугу. Да, он, бывало, участвовал в войнах за дело Аллаха (Муслим).

Анас рассказывал: Я как-то шел с пророком (МЕИББ). На нем был плащ. Какой- то бедуин потянул плащ с такой силой, что я мог видеть часть его раскрытого плеча. Я возмутился тем, тем, что сделал этот бедуин. Но бедуин сказал: О Мухаммад! Дай мне от имущества, которое дал тебе Аллах . Пророк (МЕИББ) повернулся к нему и засмеялся, затем приказал выдать ему денежное пожертвование (Бухари).

Джарир рассказывает о том, что пророк (МЕИББ) сказал: Воздаяние, которое Аллах дарит за мягкосердечие, Он не дает за безрассудство; и когда Аллах возлюбит кого-либо из своих рабов, Он вселяет в него мягкосердечие. Те семьи, которые лишены такого мягкосердечия, лишены всех благ (Тибрани).

Госпожу Аишу (жена пророка) также спросили, что делает пророк (МЕИББ) дома. Она ответила: Он выполняет всю работу по дому, что и его слуги, а когда приходит время молитвы, он совершает омовение и выходит на молитву (Муслим).

Абдулла ибн Харис говорил, что не видел кого-нибудь улыбающегося больше чем пророк (МЕИББ) (Тирмизи).

Из всех черт и привычек пророка (МЕИББ) одна была хорошо известна: он был чрезвычайно щедр и никогда не был ни в чем скупым. Он был смелым и отважным. Никогда не избегал истины. Он любил справедливость. Не делал ничего противозаконного или несправедливого. Всю жизнь он был правдолюбив и исключительно доверчив.

Мусульманин обязан следовать примеру пророка (МЕИББ).

Аллах повелел всем мусульманам следовать прекрасным привычкам и всем чертам характера пророка (МЕИББ).

Был вам в посланнике Аллаха пример хороший тем, кто возложил свои надежды на Аллаха и на последний день (Его суда) Коран 33:21.

Кази А иядъ говорил, что пророк (МЕИББ) был исключительно воспитан и храбр. Однажды ночью жители Медины были страшно напуганы. Несколько человек поспешили на шум и увидели, что оттуда уже возвращается пророк (МЕИББ). Он побежал туда раньше всех, чтобы выяснить, что произошло. Он ехал на лошади Абу Тальхи, без седла, на шее у него висел меч; он успокаивал людей, заверяя их, что ничего страшного не произошло.

Али говорил, что когда страх самых отважных достигал предела, мы прятались за пророка (МЕИББ).

Джабир ибн Абдулла говорил, что когда бы ни спросили его о чем-либо, он ни разу не ответил: Нет .

Однажды он получил семьдесят тысяч дирхемов. Их положили перед ним на коврик. Он начал, стоя, распределять их. Он не пропустил ни одного нищего и закончил только тогда, когда раздал всю сумму.

Какой-то человек подошел к пророку (МЕИББ) и что-то попросил. Пророк (МЕИББ) сказал: Сейчас у меня ничего нет. Купи что-нибудь на мое имя и когда у нас появятся деньги мы заплатим за это“. Омар на это сказал: Но ведь Аллах не возлагал на нас обязанность выполнять то, что не в наших силах или не в нашей власти . Это заявление опечалило пророка. Но один из ансаров (мединских мусульманан) сказал: О посланник Аллаха! Расходуйте и не бойтесь, что Аллах не поддержит вас . На что пророк (МЕИББ) сказал: Мне велено делать только это .

Святой пророк (МЕИББ) любил своих соратников и не отвергал их. Он уважал каждого щедрого человека любого другого племени и, бывало, поручал ему ответственную должность перед ними.

Он справлялся о своих соратниках и оказывал внимание всем людям независимо от их положения. Причем так, что каждый из них думал, что нет более уважаемого человека в глазах пророка, чем он сам.

Если кто-нибудь просил у него что-нибудь, он давал ему или говорил с ним так, что тот уходил от него удовлетворенным. Река его доброты текла для каждого. Для людей он был ангелом-хранителем и все были в его глазах равны.

Внешне он был приятный, благопристойный, скромный и мягкосердечный. Он был лишен предрассудков и не был непоколебим. Он не имел привычки ссориться. Он никогда не говорил непристойностей. Проклинать других или чрезмерно хвалить было не в его характере. Он проявлял безразличие по отношению к ненужным вещам и никогда не впадал в пессимизм.

Госпожа Аиша говорила, что нет никого, кто обладал бы лучшим нравственным характером, чем пророк (МЕИББ). Когда бы его друзья, домочадцы или слуги не обращались к нему, он с готовностью откликался.

Джарир ибн Абдулла говорил: С того дня как я стал мусульманином, пророк (МЕИББ) не запрещал мне входить в дом; когда бы он не посмотрел на меня, он всегда улыбался .

Он обменивался остроумными замечаниями со своими сподвижниками, был среди них равным, старался быть к ним ближе. Он играл с их детьми и брал их на колени.

Пророк (МЕИББ) принимал приглашения от свободных людей, от рабов или бедняков. Он посещал больных и инвалидов в отдаленных районах Медины.

Кто бы ни пришел к нему, он оказывал ему самое глубокое уважение. Неоднократо он предлагал свою одежду посетителю, подкладывал подушку под спину пришедшего. Если посетитель отказывался сядиться на его одежду, он настаивал.

Госпожа Аиша говорила: Я никогда не ревновала другую женщину и не злилась на Хадиджу (покойную жену пророка), хотя пророк (МЕИББ) часто вспоминал о ней в моем присутствии. Если забивали козу, он обычно посылал мясо в дома ее друзей в качестве подарка. Однажды ее сестра попросила разрешения придти. Он был очень рад ее видеть. А одна женщина пришла к нему и говорила с восхищением о покойной Хадидже. Он расспрашивал ее с любовью. Когда она ушла он сказал: Эта женщина обычно посещала нас при жизни Хадиджы. Хорошее отношение – признак веры .

Он хорошо относился к своим родственникам, и, в то же время, не оказывал им предпочтения перед другими людьми.

Абу Катада рассказывал, что когда к пророку (МЕИББ) пришли посланники от Наджаши (царя Эфиопии), он встал, чтобы услужить им. Его сподвижники сказали ему, что они в состоянии сами обслужить их. На что пророк (МЕИББ) ответил им: Сахабы (его сподвижники) были желанными гостями у Наджаши, и я хочу лично услужить им .

Абу Умама рассказывает, как однажды посланник Аллаха (МЕИББ) пришел в компанию своих последователей, опираясь на тростниковую палку. Увидев его все встали. Пророк же сказал: Не вставайте. Не перенимайте привычки неарабов вставать с целью возвеличивания друг друга .

Он говорил: Я – раб Аллаха. Я ем так, как и другие люди, сижу так, как другие . Когда он ехал на лошади, он разрешал ехать с ним. Он разрешал нищим сидеть в его присутствии. Он свободно чувствовал себя в любой компании. И если заканчивалась встреча, он обычно оставался сидеть там.

Он был тихого нрава. Без необходимости он не затевал беседу. И если лицо собеседника выражало отвращение, он становился безразличным к нему и игнорировал его.

Его улыбка была равна смеху. Его сотоварищи, в его честь и в попытке подражать ему, считали важным улыбаться в его присутствии. Его беседа была прямой и откровенной, в ней никогда не выражалось превосходство.

Его беседы всегда вселяли дух терпимости, доверия, честности, доброжелательности и справедливости. Там никто не повышал голос, никому не разрешалось злословить. Всякий раз, когда он начинал говорить, все другие хранили молчание и сидели, затаив дыхание.

Когда он гулял, его походка была ровной, в ней не просматривалась ни спешка, ни лень, ни страх.

Ибн Абу Хала говорил: Его молчание выражало терпимость, глубокомыслие, задумчивость и размышление .

Госпожа Аиша говорила, что он вел беседу в такой манере, что слушатели ловили каждое его слово.

Посланник Аллаха (МЕИББ) любил благоухание и довольно часто пользовался парфюмерией.

Мир был дарован ему Богом со всеми приманками, обольщениями и развлечениями. Выигрывались войны его армиями, но он был безразличен к роскоши и удовольствиям. Он умер и даже не смог выкупить свою кольчугу, задолженную у одного еврея.

Совет быть правдивым.

Аллах создал всю эту вселенную на основе справедливости и потребовал от людей строить всю жизнь на основе правды; сделать правду и строгие отношения нормой их жизни, в общении и деловых отношениях руководствоваться только правдой.

Когда люди упускают из виду этот ясный смысл, а выдуманные сказки, суеверия, вера во что-то абсурдное управляет людьми, их идеями и мыслями, тогда у них проявляется твердость и жестокость, они отходят от правильного пути, в конце концов не воспринимают реальность, принятие которой необходимо.

По этой причине особое значение приобретает строгий и прочный столп характера мусульманина. Это его обязанность следить за правдой в каждом деле и рассматривать каждую проблему и вопрос сквозь призму правды.

Посланник Аллаха сказал: Держитесь подальше от дурных мыслей, потому что они величайшая фальшь (Бухари).

Другое изречение говорит: Отбрось сомнительные вещи, решай только те дела, которые не вызывают сомнения, т. к. правда – это средство удовлетворения, а фальшь – причина сомнений и опасений (Тирмизи).

Коран осуждает те общества, которые строят свою повседневную жизнь на лжи, коррупции, взяточничестве, суевериях, приметах и т. д. По сути все эти деяния есть признаки идолопоклонничества и аморальности:

Они (лжебоги или идолы) только имена, которыми вы сами их назвали – вы и ваши родители. Аллах не посылал с ними никакого знамения. Они (люди) только следуют за предположениями и тому, к чему склонны их души, и к ним уже пришло руководство от их Господа (Коран, 53:28).

Но нет у них никакого знания; следуют они только за предположениями, а ведь предположение нисколько не избавит от истины! (Коран, 53:28).

Ислам превыше всего ценит правдивость и неприемлет лжи. Аиша рассказывала: Посланник Аллаха ничего более так не ненавидел, как ненавидел ложь. Если он узнавал о том, что какой-то человек сказал ему неправду, он выбрасывал из своего сердца уважение и почтение к нему до тех пор, пока он не узнавал, что этот человек раскаялся (Ахмад).

Это качество пророка (МЕИББ) вовсе не удивительна. Такова была мораль всех Божьих посланников. Их отношения с людьми формировались на основе праведности и хороших моральных качеств.

Характерными чертами мусульманского общества являются правда, терпимость, дисциплина и осторожная манера общения. Ложь, невыполнение обещаний, ложные обвинения и т. д. являются признаками разрыва отношений с религией.

Лживость – большое проклятие.

Лживость (а также вероломство) – такое зло, которое раскрывает внутреннее разложение и безнравственность человека. Некоторые виды лжи таковы, что человек оказывается полностью вовлеченным в них. Они подобны болезням, которые требуют длительного излечения.

Ни в коем случае не может быть оправдания и прощения тем людям, которые сделали ложь своей привычкой и нормой жизни.

Особо тяжелой степенью лжи являются случаи массового обмана людей. Под эту категорию подходят лживые обещания некоторых правителей, которые они дают своему народу.

Позволить себе ложь против религии Аллаха и еe: пророка (МЕИББ) – худшее из зол. Пророк (МЕИББ) сказал: Последствия лжи против меня не больше чем против любого другого человека. Пусть человек, который с целью и умышленно распространяет ложь обо мне, готовит себе место в аду (Бухари).

В список фальшивых заявлений и обвинений включены все те измышления и абсурд, которые фабрикуют неграмотные люди против Ислама и его Пророка (МЕИББ), и которым нет места в вере. Простой народ принимает их за религию Аллаха, хотя они не имеют с ней ничего общего. Посланник Аллаха (МЕИББ) предупреждал своих последователей об источниках этих измышлений, убеждал их быть осторожными и не принимать никаких решений находящихся вне рамок Корана и Сунны. Он сказал:

В последний период моей общины (Уммы) появятся люди, вводящие в заблуждение, лжецы. Они будут рассказывать вам то, чего никогда не слышали ваши праотцы. Будьте осторожны с ними. Не позволяйте им сбить вас с праведного пути и вовлечь вас в моральное разложение (Муслим).


Учите своих детей быть правдивыми.

Ислам предписывать прививать навыки правдивости с раннего детства для того, чтобы они могли расти и развиваться на этой основе.

Абдуллах ибн Амр говорил, что однажды его мать позвала его в дом, обещая дать ему финик. В это время у них находился святой пророк (МЕИББ). Он сказал ей: Если ты не дашь ему этот финик, тогда совершение этой лжи будет занесено в список твоих проступков (Абу Дауд).

А Абу Хурайра говорил, что он слышал от пророка (МЕИББ) следующие слова: Любой, кто зовет ребенка, заявляя, что даст ему что-либо, и не дает его, является лжецом (Ахмад).

Необходимо отметить тот мудрый способ, каким пророк (МЕИББ) поучает своих последователей, как обучать детей таким образом, чтобы они считали правду и честные отношения нормой жизни и избегали употреблять ложь. Если бы пророк (МЕИББ) игнорировал эти вещи, то тогда появилась бы опасность того, что дети с возрастом не считали бы ложь грехом.

Особенно пророк (МЕИББ) настаивал на ведении честных отношений и правде вплодь до того, что они (отношения) должны проявляться даже в незначительных бытовых ситуациях. Асма бинт Язид говорила, что как-то они спросила посланника Аллаха (МЕИББ): Если кто-то из нас, женщин, заявляет, что у нее нет желания иметь определенную вещь, хотя у нее есть это желание, считается ли это ложью? . Он ответил: Ложь есть ложь, и маленькая ложь есть маленькая ложь (Муслим).


Запрещено говорить неправду, даже в шутку.

Мы постоянно наблюдаем, как люди рассказывают друг о друге разные вымышленные смешные истории для того, чтобы рассмешить окружающих. При этом возникают обиды и претензии в отношениях между людьми. Часто такие шутки имеют место с целью опорочить и унизить другого человека. Ислам рассматривает такие случаи как греховные.

Посланник Аллаха сказал: Смерть тому, кто кто увлекается баснями с целью рассмешить людей и для этого прибегает к выдумке. В этом его смерть и его разрушение (Тирмизи).

В другом хадисе он сказал: Момин (верующий) не может иметь полную веру до тех пор, пока он не откажется от лживости в своих шутках и спорах, даже если во всех других случаях он говорит правду (Ахмад).

 

Избегайте преувеличения в похвале

Некоторые люди, когда они хвалят кого-либо, доходят ло высшей степени преувеличения и делают фальшивые заявления. Мусульманину необходимо знать, что когда он хвалит кого-либо, то он должен хвалить его настолько, насколько тот человек заслуживает этого. Он должет избегать преувеличения и фальши, так как преувеличение – это вид фальши, которая запрещена.

Человеку, который хвалил пророка (МЕИББ) он сказал: Не увлекайся преувеличением, когда хвалишь меня, подобно христианам в случае с ибн Марьямом (Иисусом) (Имеется ввиду обожествление Иисуса). Я только раб. Так что говори только, что он раб Аллаха и его посланник .

Находятся некоторые люди, которые лижут сапоги лидерам и правителям их страны и превозносят их до небес. Основная цель их жизни заключается в составлении очень длинных панегириков или написании длинных очерков в попытке восхвалить их благодетелей. Иногда они не стесняются называть правителей-тиранов носителями справедливости. Их целью является личное благополучие.

Это – худший из видов лжи. Абу Хурайра говорил, что пророк приказал нам бросать пыль в лицо тех, кто увлекается преувеличением в похвалах (Тирмизи).

 

Избегайте лжи и обмана в торговле

Торговцы часто делают лживые заявления, восхваляя свои товары и устанавливая на нх цены. Хозяин лавки обычно хочет продать свои товары как можно дороже, в то время, как покупатель хочет получить товары подешевле. И вот здесь произойти обман, бессмысленный спор и т. д.

Пророк (МЕИББ) сказал: Покупатели и продавцы свободны до тех пор, пока между ними нет преград и если они поступили честно, и объяснили дефекты своих товаров, тогда Аллах благословит их благосостоянием. Но если они оба пытались договориться нечестно, пытались скрыть дефекты, тогда они могут получить некоторую прибыль, но процветание от своей торговли они не получат.”

В другом хадисе он сказал: Неправдивое и фальшивое заверение поможет продать товар, но это снизит выручку .

Покупатели, которые идут к продавцам лавок, в большинстве своем не выясняют истинное положение и, что бы ни говорил хозяин, они верят тому.

Посланник Аллаха (МЕИББ) сказал: Что может быть более бесчестным, чем то, что, когда вы разговариваете с братом, он думает, что вы говорите правду, в то время, как вы обманываете его, говоря ему ложь (Бухари).

Он сказал также: Мусульманин не имеет права продавать вещь с дефектом не иначе, как этот дефект он покажет покупателю (Бухари).

 

Избегайте лжесвидетельств.

Сокрытие правды при даче свидетельских показаний это также один из худших видов лжи. Когда мусульманин призван для дачи свидетельских показаний, он должен, не колеблясь, заявить правду, независимо от того, будет ли она против его близкого друга или любимого человека. Ни родственные отношения, ни предубеждения не должны увести его от правильного пути; никакая алчность или взятка не должны поколебать его в его показаниях:

О вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетелями пред Аллахом, хотя бы и против самих себя, или родителей, или близких; будь то богатый или бедный – Аллах ближе всех к обоим. Не следуйте же страсти, чтобы не нарушить справедливости. А если вы скривите и уклонитесь, то Аллах сведущ в том, что вы делаете! (Коран 4:135).

Абу Бакр вспоминал, как посланник Аллаха (МЕИББ) спросил: Не сказать ли мне вам о главных грехах? . Он повторил этот вопрос трижды. Мы сказали: Скажи, о, посланник Аллаха . Он ответил: Призывать вместе с Аллахом другого бога, ослушиваться родителей и убить несправедливо . Он возлежал, а затем он опять поднялся и добавил: И говорить неправду и давать ложные показания (Бухари).

 

Не нарушайте своих обещаний

Торговцы и промышленники должны уделять особое внимание выполнению своих обещаний, быть верными своему слову и не менять своего мнения. Очень жаль, упоминать тот факт, что среди мусульман стали учащаться случаи нарушения обещаний, в то время как их религия назвала фальшивые обещания признаками разрушения нравственности.

Посланник Аллаха (МЕИББ) считал слова, вышедшие изо рта, священными, а слова, услышанные им, заслуживающими уважения. Даже до того, как он получил пророческий дар от Аллаха, эти качества были присущи ему.

Абдуллах ибн Абу Хамза рассказывал о том, как он договорился с пророком (МЕИББ) о продаже ему вещи. Это случилось до нисхождений последнему откровений от Аллаха. Он обещал пророку (МЕИББ) передать эту вещь в определенном месте. Но случилось так, что он забыл о своем обещании. Вспомнив о нем через три дня Абдуллах пошел на то место и с удивлением обнаружил там пророка (МЕИББ). Он сказал: О молодой человек! Я беспокоился о вас (Не случилось ли с вами что-либо). Я жду вас уже три дня . (Абу Дауд).

Рассказывают также, как пророк (МЕИББ) пообещал Джабир ибн Абдулле, что он даст ему подарки из груза, который со дня на день должен был прибыть из Бахрейна. Но пророк (МЕИББ) умер и не смог исполнить свое обещание. Когда груз из Бахрейна прибыл, первый халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), объявил о том, что все те, кто должны были хоть что-то получить с этого груза, должны были явиться к нему и получить обещанное пророком. (Бухари).

Фальшивые обещания наносят непоправимый ущерб морали и нравственности общества, т. к. являются видом лжи. Помнить о своих обещаниях и выполнять их – обязанность каждого мусульманина. Об этом говорит Аллах в Коране:

И вспомни в книге Исмаила: поистине, он был правдив в обещанном и был посланником, пророком (Коран 19:54)

Хадисы пророка учат тому, что если человек скажет правду, хотя бы она принесла ему и его близким убыток, Аллах поддержит этого человека и его близких и вознаградит их так, что эта награда скомпенсирует их утрату. По этому поводу пророк (МЕИББ) сказал: Прими правду, если даже ты видишь свое разрушение в ней, так как спасение заключено в ней . В другом изречении говорится: Когда человек произносит ложь, отвратительный запах, который исходит от нее, удерживает ангелов на расстоянии в милю (Тирмизи).

 

Правда в речи ведет к правде в действии

Если человек правдив в речах, тогда неизбежно и в его поступках и действиях появятся правдивость, честность, и доброта. Если человек следует правдивым и строгим правилам в общении с другими, то свет этой правды проникает в сердце тех людей:

О те, кто уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово прямое. Он устроит вам ваши дела и простит вам ваши грехи. И кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот получит великую прибыль . (Коран 33:70-71).

От правдивых действий людей зависит расцвет и процветание государств и наций. Если у них есть руководство для поддержания правды в обществе, то они достигают славы и успехов. В противном случае, когда общества погрязают во лжи они начинают деградировать и, рано или поздно, разрушаются, т.к. ложь проникает во все сферы человеческой деятельности и подрывает основы нормальных отношений между людьми, а вместе с ними и всего общества.

Посланник Аллаха сказал: Примите правду, так как она указывает путь к праведности, а праведность указывает путь к Раю. Если человек регулярно говорит правду и следует по праведному пути, то он будет отмечен перед Аллахом как правдивый человек. Не поддавайтесь лжи, так как ложь ведет к безнравственности, а безнравственность ведет в Ад. Если человек регулярно говорит неправду, то перед Аллахом он будет отмечен как лжец . (Бухари).

Зло и безнравственность, к которым ведет привычка говорить ложь, является последней ступенью деградации личности и показывает ничтожность его веры.