СОСТАВЛЕНИЕ И СОБРАНИЕ КОРАНА В ЕДИНУЮ КНИГУ

 

Dr. Ibrahim Canan.
«Kutub-i Sitte muhtasari»
(tercume ve serhi).
«Akcag», Ankara, 1995.
_____________________________

Доктор, Профессор Ибрагим Джанан
«Собрание хадисов Кутуб-и Ситта»
(перевод и комментарии)

(т. 4, стр. 477-493)

СОСТАВЛЕНИЕ И СОБРАНИЕ КОРАНА В ЕДИНУЮ КНИГУ

Предисловие

На эту тему приходится слышать много домыслов и фантазий. До сегодняшнего дня в Рунете не было опубликовано ни одного достоверного материала по проблеме истории Корана.. В связи с этим, предлагаемая вниманию читателя данная статья впервые освещает достоверные события, связанные с историей Корана, из самых достоверных мусульманских источников. Продолжением этой статьи является следующая по списку в этой рубрике статья под названием «О чтении Корана (Кираат)»

А. А. Али-заде (Абдулла Али)

Мир и благословение Аллаха Мухаммаду и его роду!
———
Да будет доволен Аллах
всеми сподвижниками и учеными Ислама, имена которых упоминаются в этой работе

I.
Зейд ибн Сабит рассказывал:

«В ходе сражения Йамама (против вероотступников) Абу Бакр вызвал меня. Я пошел к нему. У него сидел Омар. Абу Бакр сказал мне:

«Ко мне пришел Омар и сказал: «Сражение ожесточилось, и в нем участвуют курра (знатоки и чтецы Корана). Я очень боюсь, что такие сражения унесут жизни курра, а вместе с ними может быть потерян и Коран. В связи с этим считаю необходимым, чтобы ты (о Абу Бакр) дал приказ о собрании всего Корана (в единый список)«.

Я (т.е. Абу Бакp) ответил ему (Омару):

«Как же мне сделать то, что не сделал пророк?»

Однако Омар возразил:

«В этом деле есть великая польза».

Как я не пытался уклониться от этого дела, Омар продолжал свои настойчивые обращения. Наконец, (благодаря Омару) и я осознал важность этого дела».

Затем Зейд продолжил:

«Абу Бакр повернулся ко мне и сказал:

«Ты молодой и умный человек. Мы тебе полностью доверяем. К тому же ты был секретарем пророка и записывал ниспосылаемые (Аллахом аяты, которые ты слышал от пророка). Теперь займись Кораном и собери его (в полный список)».

Затем Зейд сказал:

«Клянусь Аллахом! Если бы Абу Бакр взвалил бы на меня целую гору, это показалось бы мне более легкой ношей, чем то, что он мне поручил. Я возразил ему: «Как же вы сделаете то, чего не сделал посланник Аллаха?»

Однако Абу Бакр убедительно сказал мне:

«Клянусь Аллахом! В этом деле есть великая польза», и не оставил своих настойчивых обращений и требований ко мне. Наконец, Аллах вселил в меня убежденность в необходимости этого дела, как до этого он вселил это в Абу Бакра».

После этого я принялся за работу и начал собирать (фрагменты Корана) от знатоков Корана, знавших его наизусть (хафизов), а также из имеющихся (фрагментов), записанных на кусках материи, листьях финикового дерева и на плоских камнях. Последние части суры ат-Тауба я обнаружил у Хузаймы или Абу Хузаймы аль-Ансари. Кроме него я ни у кого не обнаружил эти части.

(Все собранные) страницы остались у Абу Бакра вплоть до его смерти. Затем его место занял Омар, и все время до того, как Аллах не забрал его душу, они оставались у него. После него (все собранные страницы) хранились у жены пророка — матери правоверных Хафсы бинт Омар ибн Хаттаб«.

(Бухари, Федаилю’ль-Кур’ан 3, 4,
Тафсир, Товба 20, Ахкам 37;
Тирмизи, Тафсир, Товба, /3102/).

II.
Зухри передал от Анаса:

«Хузайфа пришел к Осману и сказал:

«О, эмир правоверных! Будь помощником умме (общине мусульман) и не допусти того, что бы и мы, подобно иудеям и христианам, вступили на путь (блужданий, сомнений и) конфликтов относительно Книги (Священного писания)«.

Осман сразу же послал к Хафсе бинт Омар ибн Хаттаб своего человека и поручил передать ей следующее:

«Отправь свитки (сухуф), которые хранятся у тебя к нам. Мы снимем с них копии и вернем их тебе».

Хафса бинт Омар ибн Хаттаб отправили свитки (Осману). А тот приказал Зейду ибн Сабиту, Абдуллаху ибн аз-Зубейру, Саиду ибн аль-Асу и Абдуллаху ибн аль-Харису ибн Хишаму сделать из них копии и они сделали их.

Осман сказал группе курейшитов:

«Если у вас возникнут какие-либо проблемы по Коран аль-Кариму с Зейдом ибн Сабитом, то решайте их на основании курейшитского диалекта. Это потому, что Коран был ниспослан именно на этом диалекте (арабского языка)»

И на протяжении всей работы этот состав действовал именно таким образом.

Когда эта работа была завершена, Осман отправил во все области (халифата) по одному экземпляру Корана. Все оставшиеся (после работы комиссии) свитки он приказал сжечь.

Зейд сказал:

«Не хватало одного аята из суры Ахзаб, который я слышал из уст посланника Аллаха. Я его искал и, наконец, нашел его у Хузаймы ибн Сабита аль-Ансари. Вот этот аят: «Cреди верующих есть люди, которые правдивы в том, в чем заключили с Аллахом завет. «Среди них такие, что уже кончили свой предел, и такие, что еще ожидают и не переменили никакой замены» Коран (33: 23)».

(Бухари, Федаилю’ль-Кур’ан 2, 3, Менакиб 3;
Тирмизи, Тафсир, Товба, /3103/).

 

III.
В одной риваййе Ибн Шихаб рассказывал:

«Разгорелся спор относительно того, как именно нужно выразить выражение «В тот день». Зейд ибн Сабит настаивал, что это выражение нужно читать как (арабские буквы) «Алиф, Лам, Та, Алиф, Ба, Вав, Та марбута«, а Ибн Зубейр и Саид ибн аль-Ас настаивали на «Алиф, Лам, Та, Алиф, Ба, Вав, Та»». Для выяснения истины они обратились к Осману. Осман ответил:

«Напишите «Алиф, Лам, Та, Алиф, Ба, Вав, Та». Ведь это было ниспослано на диалекте Курейша».

IV.
Анас (да будет им доволен Аллах) сказал:

«Во времена пророка Коран был собран четырьмя сподвижниками, и все они ансары: Убей ибн Кааб, Муаз ибн Джебел, Зейд ибн Сабит и Абу Зейд«.

У него спросили:

«А кто такой Абу Зейд?».

Он ответил:

«Это один из моих дядей».

(Бухари, Федаилю’ль Кур’ан 8, Менакибу’ль-Ансар 17, Муслим, Федаилю’с-Сахабе 119, /2465/);
Тирмизи, Менакиб, /3796/).

 


КОММЕНТАРИЙ

Эти четыре хадиса повествуют об истории собрания Корана в единую книгу во времена Абу Бакра, его размножения во времена Османа и различных, связанных с этими событиями. Мы задались целью рассмотрения самых главных вех в этой истории, которые произошли в течение полувека, и не будем рассматривать все детали и подробности, которые дошли до нас в различных преданиях. В данном комментарии, по всем вопросам сделана ссылка на Ибн Хаджара аль-Аскалани.

Итак:

1. Мухаммаду Аллах дал пророчество, когда ему было 40 лет.

2. Период пророчества продолжался до его смерти, в течение 23 лет. Из них 13 лет в Мекке и 10 лет в Медине.

3. В течение первых 6 месяцев откровения от Аллаха он получал в состоянии сна.

4. По прошествии 6 месяцев в месяце Рамадан к нему спустился Ангел и принес первое откровение (Вахйи Метлуф). Этим откровением являются первые пять аятов суры аль-Алак.

5. После этого ниспослание откровений (Вахй) прекратилось. Они возобновились спустя 3 года. Ибн Хаджар, на основании одного хадиса пришел к выводу о том, что Ангел, который передавал ему откровения (Джабраил или Микаил) в течение этих 3 лет все же передавал ему определенные фразы.

6. После этих 3 лет Ангел Джабраил (мир ему) непрерывно, в течение последующих 10 лет, передавал Мухаммаду Божественные откровения в Мекке. Откровения, полученные им в Мекке (до хиджры/переселения), называются мекканскими, а в Медине — мединскими. Сюда относятся и откровения, ниспосланные и вне Медины, например в пути.

7. Коран снизошел от Аллаха в мир в полном виде в ночь Кадра. И уже здесь Ангел Джабраил передавал Его пророку постепенно, шаг за шагом в течение 20 лет. Этому является подтверждением аят Корана: «И Коран Мы разделили, чтобы читал ты его людям с выдержкой, и ниспослали Мы его ниспосланием» (Коран, 17: 106). Место, на которое снизошел Коран в мировой сфере называется «Бейтуль-Иззет». В другой риваййате говорится, что Ангел Джабраил приносил части Корана в мир в течение 20 лет. Ровно столько, сколько он должен был передать откровений пророку на протяжении года, а затем постепенно передавал их ему. Поэтому получается, что Коран ниспосылался в 20 этапов. Однако этот риваййат является слабым по сравнению с предыдущим. Поэтому в данном вопросе единственно верным является признание того, что Коран был ниспослан в мир сразу целиком, а затем постепенно, по мере необходимости, передавался пророку по частям.

8. В месяц Рамадан Ангел Джабраил читал пророку все аяты Корана, которые были ниспосланы за прошедший год. Затем их читал пророк, а Джабраил его слушал. (Этот вывод сделан на основании группы хадисов. В некоторых из них говорится о том, что пророк читал эти аяты Джабраилу, а в некоторых о том, что Джабраил читал их пророку. И после этого пророк читал эти аяты народу в мечети (где народ в свою очередь заучивал их наизусть). Этот процесс был назван «Арза». В последний Рамазан, при жизни пророка, этот процесс был исполнен дважды, и был назван «Арза-и ахира». В истории Корана «Арза» и в особенности «Арза-и ахира» играет исключительную роль. Благодаря этому, удавалось контролировать обученных чтению Корана и исключить их ошибки и забывание. (В самом конце пророк говорил Джабраилу: «Мы научены этому», на что Джабраил отвечал: «То, что вы выучили верно и полно»). Таким образом, месяц Рамадан является не только месяцем, в который был ниспослан Коран, но и месяцем, в ходе которого он проверялся. Иными словами этот месяц достоин того, чтобы о нем говорили как о «Месяце Корана. Ахмад ибн Ханбал в своем «Муснаде» приводит хадис из «Шуабуль-Иман» Бейхакки, в котором сказано: «Товрат (Тора) была ниспослана 6-го Рамазана, Инджил (Евангелие) — 13 Рамазана, Забур (Псалтирь) — 18 Рамадана, Коран — 24 Рамазана». Как видно, месяц Рамазан играл исключительную роль для всех Писаний, которые были ниспосланы Аллахом.

9. Пророк распоряжался, чтобы откровения, ниспосланные ему, были сразу же записаны. Для этого у него было около 40 писарей-секретарей. Даже в критические минуты своей жизни, во время переселения из Мекки в Медину или во время военных походов он никогда не забывал брать с собой секретаря и писарские принадлежности. Зейд ибн Сабит говорил о том, что после того, как секретарь записывал откровение, пророк заставлял его еще раз прочитать его. Если при этом им были замечены ошибки писаря, он сразу же их исправлял, и только после этого он распоряжался о том, чтобы откровения были доведены до народа.

В то же время пророк не довольствовался этим и настаивал на том, чтобы откровения были выучены сподвижниками наизусть. Он говорил о том, что знание аятов Корана наизусть будет вознаграждено Аллахом. И это было дополнительным стимулом для народа, который стремился выучить аяты и получить Божью благодать. Таким образом, часть мусульман знала наизусть весь Коран, другая часть знала его фрагментарно. И вообще было невозможно быть мусульманином и не знать значительной части Корана.

Но даже записи и заучивания Корана народом было для пророка недостаточно. Он ввел третий элемент на пути сохранения Божественной Книги — это система контроля. То есть запись систематически проверялась устным произношением, и наоборот, устное произношение проверялось записью. Наглядным примером этого был процесс «Арза» в месяце Рамадан, который описывался выше. В этот период все мусульмане занимались контролем за правильностью записи и устного произношения Корана. Но этот процесс не ограничивался только Рамазаном. У пророка были специальные учителя Корана, которые шли к людям, обучали их и в то же время контролировали правильность записи и звучания Писания.

10. Откровения, полученные посланником Аллаха, записывались на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи и т.д., в связи с тем, что в то время еще не было бумаги. Эти записи делались по ходу ниспослания аятов Аллаха. А ниспосылание аятов было смешанным. То есть не успевали окончиться аяты одной суры, как сразу ниспосылались аяты и другой, третьей и т.д. Только после ниспосылания пророк объявлял, что где именно и в какую суру должны быть записаны эти аяты. К тому же были откровения, которые не должны были войти в Коран, а носили лишь временный характер и были, затем, Аллахом отменены. Поэтому в этих записях отсутствовала системность, которая присуща современным целостным изданиям Корана. Короче говоря, эти записи носили не целостный, а фрагментарный характер. Для того, чтобы из фрагментарности перейти к системности пророк ввел понятие Телиф уль-Кур’ан. В хадисах пророка этот термин встречается и в «Сахихе» Бухари так назван целый раздел книги. Например, есть такой хадис: «Мы, в присутствии пророка, составляли (талиф) Коран из частей».

11. Что такое «Талиф»?

Слово «Талиф» переводится в значении «составление». Именно в таком значении оно употребляется для Корана и более конкретно означает последовательное расположение аятов (стихов) в сурах. Улемы хорошо знают и понимают Талиф времен пророка и называют упорядочение аятов «Тевкифом». То есть конкретные места аятов в сурах Корана были продиктованы, по Божественному повелению, Ангелом Джабраилом и указаны, на основании этого, пророком. В этом деле улемы не играли никакой роли. По этой причине запрещается читать аяты Корана в иной последовательности, помимо той, которая была указана пророком. То есть, запрещено (харам) читать аяты какой-либо суры с конца до начала. Такой окончательный запрет на чтение в иной, не указанной пророком последовательности был вызван тем, что некоторые поэты, литераторы и т.д. часто читали различные произведения в той последовательности, в какой им было выгодно, для своего искусства, и они хотели перевести такое правило и на Коран.

Однако порядок сур (глав) не является «Тефкифом». Всеми учеными признано, что этот порядок существует в Коране на основании иджтихада. Этот порядок был предложен комиссией по размножению экземпляров Корана после смерти Османа. Таким образом, в намазе, при обучении и т.д. разрешается читать Коран в любой последовательности сур. Можно читать Коран с конечных сур и продолжать до начальных. Например, разрешается читать суру «Каф» до суры «Хадж». Даже, согласно некоторым хадисам, пророк, во время ночного намаза, читал суру «Ниса» до суры «Аль-Имран». В списке Корана, предложенном Убаййем ибн Каабом, эти суры располагаются именно таким образом. В списке Османа и других списках порядок расположения сур различается. Поэтому общепризнанно, что порядок сур можно определять иджтихадом (т.е. собственными исследованиями ученых).

12. Заслуги Зейда ибн Сабита

Как было отмечено выше, Зейд ибн Сабит согласился составить сбор полного списка Корана. В организации этого важного дела ему помог Омар ибн Хаттаб.

Абу Бакр поручил Зейду не полагаться на свою память, и поставил условие, что он (Зейд) обязан для доказательства точности каждого аята, который он соберет в окончательный список, иметь два письменных свидетельства (см. ниже). Абу Бакр объявил о начале работы над собранием Корана по всему городу (Медине) и потребовал у горожан, которые имеют письменные фрагменты Корана, принести их в мечеть и сдать Зейду. Контролировал принесенные населением фрагменты Омар, который в точности знал, какие из этих фрагментов были проверены пророком, а какие нет. Некоторые ученые полагают, что многие их принесенных фрагментов были проверенные в «Арза-и Ахире» (см. выше) экземпляры. Один этот факт показывает, какое большое значение для истории Ислама имела «Арза-и Ахира».

Ученые называют два принесенных фрагмента Корана письменным свидетельством. Два свидетельства сравниваются с третьим элементом. Третьим элементом, или «оригиналом» являлись данные Зейда ибн Сабита, так как он был одним из лучших знатоков Корана, который знал его наизусть. Принесенные фрагменты он сопоставлял со своими знаниями. В то же время были и некоторые исключения. Последние два аята суры «Товба» были принесены в записанном виде одним мужчиной. Эти аяты были одними из самых последних, ниспосланных пророку, поэтому в письменном виде они были зафиксированы только у него. У других сподвижников письменного варианта этих аятов не было, хотя они были известны Зейду и другим сподвижникам в устной передаче (т.е. они знали их наизусть). Тот мужчина имел свидетельство только одного человека, а не двух, как было заранее оговорено. Его свидетелем был Хузайма ибн Сабит. Зейд, узнав про это, сказал: «Ведь пророк говорил про Хузайму ибн Сабита, что его свидетельство равняется свидетельству двух мужчин (шахадатейн)» и принял принесенные письменные фрагменты. Никто из сподвижников пророков (асхабов), узнавших про это не возразил Зейду о том, что эти аяты не из Корана.

В то же время Зейд ибн Сабит отказался принять фрагмент, принесенный самим Омаром ибн Хаттабом, в котором было написано «…относительно побития камнями прелюбодеев…». Омар не смог привести не только второго письменного, но и устного свидетельства. Пророк говорил про побитие камнями: «Это знамение (аят) Аллаха!». Однако это он сказал в значении: «Это знамение (аят), который содержится в книгах, которые были ниспосланы в ранних книгах (до Корана)». Омар же забыл об этом и поэтому ошибся.

По некоторым данным, Зейд ибн Сабит принял аят 23 суры «Ахзаб», подтвержденный одним свидетельством. Однако и здесь это свидетельство принадлежало Хузайме ибн Сабиту аш-Шахадейну (т.е. человеку, свидетельство которого пророк приравнял двум свидетельствам). При внимательном исследовании вышеупомянутых трех аятов, которые были приняты с письменным свидетельством одного свидетеля, нетрудно убедиться, что все они совершенно не связаны с вопросами «разрешенного и запрещенного» (халал-харам) и религиозными предписаниями (ахкам).

Необходимо отметить, что история Корана не сводится только к его собиранию Зейдом ибн Сабитом в единую книгу. Ведь многие мусульмане знали его наизусть от начала до конца. И еще большее количество мусульман знало его частично. Они постоянно читали Коран за намазом и других молитвах (дуа). В хадисе Анаса упоминаются 6 лучших знатоков Корана:
1. Убай ибн Кааб;
2. Муаз ибн Джабаль;
3. Зейд ибн Сабит;
4. Абу Зейд (Он был одним из дядей Анаса и относительно его личности точных данных нет. Предполагается, что пророк имел в виду одного из этих людей: Аус, Сабит ибн Зейд, Сад ибн Убайд ибн Нуман, Кайс ибн ас-Секен. Ибн Хаджар аль-Аскалани в своих исследованиях считал, что именно Кайс ибн ас-Секен и был тем самым человеком, дядей Анаса, о котором говорил пророк)
5. Абу Дарда;
6. Сад ибн Убада.

Среди тех, у кого следовало учиться Корану пророк назвал и Салима Мавлу Абу Хузайфу, о котором уже упоминалось и Абдуллу ибн Масуда. Среди знатоков Корана (хафизов) пророк назвал и женщину Умму Вараку. Однако количество хафизов не ограничивалось только этими людьми. Согласно заключению Ибн Хаджара аль-Аскалани (Фатх уль-Бари, 10, 425-430), среди мухаджиров знатоками Корана (хафизами) были Абу Бакр, Омар, Али, Тальха, Сад, Ибн Масуд, Хузайфа, Салим, Абу Хурайра, Абдулла ибн Саиб, Абадила. Среди женщин знатоками Корана (хафиза) были Аиша и Умму Салама. К этому списку Абу Дауд прибавил мухаджиров Тамима ибн Ауса ад-Дари, Укбу ибн Амира; ансаров Убабу ибн ас-Самита, Муаза Абу Хулайму, Муджамми ибн Джарию, Фудалу ибн Убайда, Масламу ибн Махледи т.д. (из них некоторые стали хафизами после пророка), Каза Абу Мусу аль-Ашари, Амра ибн аль-Аса, Сада ибн Убаба.

Как видно из всего этого, нельзя ограничивать количество людей, знавших Коран и собравших его в единую книгу только узким кругом сподвижников. Не имеют никакой основы попытки ограничения знатоков Корана количеством лиц, указанных в хадисе Анаса. Некоторые ограничивали этот круг лиц до пяти и шести человек. Однако, как было указано выше, Коран был достоянием огромного количества людей, а не ограниченного круга лиц. В связи с этим уместно упомянуть, что еще при жизни пророка в Бир-и-Мауна пали шехидами 70 знатоков Корана (курра). Такое же число курра пало в сражении Йамама. В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что количество знатоков Корана при жизни пророка установить невозможно. Несомненно, что это количество исчислялось сотнями.

Таким образом, во время сбора Корана Зейдом ибн Сабитом при жизни Абу Бакра, было много знатоков Корана курра и ни у кого из них работа Зейда ибн Сабита не вызвала никаких нареканий или замечаний.

13. Размножение экземпляров Корана

Коран был собран в единую книгу незадолго после смерти пророка Мухаммада при халифате Абу Бакра. Но был только в одном экземпляре.

Это продолжалось до периода халифата Омара. В период халифата Османа возникли некоторые споры относительно правильного чтения Корана. Как будет указано ниже, Коран был ниспослан в семи вариантах (харф) чтения. В этих пределах Шариатом и допускалось чтение Книги. Однако в массе народа были отмечены произвольные чтения на диалектах арабского языка, отличных от курейшитского (на котором был ниспослан Коран) на которых говорили арабы из различных племен. Причем каждый считал, что якобы именно его диалект наиболее адекватно отражает смыслы Корана. Абу Дауд в книге «Масахиф» приводил сведения о том, что в чтении Корана были отмечены серьезные разногласия между учителями, преподававшими Коран и студентами. Эти недоразумения доводили до того, что они обвиняли друг друга в неверии. Халиф Осман был обеспокоен этим обстоятельством и неоднократно говорил об этом на хутбах.

Спустя некоторое время эти споры и недоразумения охватили и халифатскую армию. В особенности они охватили армейские отряды, которые завоевали Азербайджан и Армению. В частности серьезные разногласия начались между солдатами-сирийцами и солдатами-иракцами. Сирийские солдаты читали Коран по кираату (чтению) Убаййа ибн Кааба, а иракские солдаты по кираату Абдуллы ибн Масуда. Стороны не признавали чтения друг друга и требовали взаимные доказательства правоты. Здесь также стороны считали именно свое чтение единственно правильным и начали обвинять друг друга в неверии и фальсификации. Еще немного и стороны подняли бы друг на друга оружие. В этой обстановке командующий армией Хузайфа аль-Йаман срочно прибыл в Медину и даже не отдохнув с дороги пошел к халифу Осману, которому доложил о критической обстановке в армии. Хузайфа настойчиво просил халифа спасти мусульман от этой беды (об этом повествовалось в хадисе приведенном выше). Поняв всю серьезность положения, Осман сразу созвал Совет сподвижников пророка. Необходимо упомянуть одно свидетельство от Али ибн Абу Талиба по поводу этого:

«Об Османе всегда говорите самые добрые слова, и не говорите о нем ничего плохого. Клянусь Аллахом, что в вопросах связанных с Кораном он не делал ничего самостоятельно, иначе как не получив санкцию Совета, который он собрал из числа нас (т.е. сподвижников пророка). Однажды он сказал:

«Что вы думаете о чтениях (кираат) Корана? По сведениям, которые у меня имеются, часть людей признает только свой кираат единственно правильным и отрицает другие. Не являются ли подобные выходки поступками, граничащими с куфром (т.е. неверием)?»

Мы сказали ему:

«Прежде всего, мы бы хотели выслушать тебя».

Он ответил:

«Я хочу дать распоряжение о сборе единого и окончательного экземпляра Корана. Если я сделаю это, то не останется больше раздоров и недоразумений».

Мы ответили ему:

«Ты мыслишь верно».

По сведениям Ибн Сирина Совет, созванный халифом Османом, состоял из 12 человек и среди них был Убай ибн Кааб.

Получив поддержку Совета, Осман отдал распоряжение размножить экземпляр Корана (о котором говорилось выше), который был на курейшитском диалекте и распространить его среди народа. То есть это был тот диалект, на котором Аллах ниспослал его Мухаммаду. Для этого он вызвал Зейда ибн Сабита и поручил ему возглавить комиссию по размножению Корана.

По свидетельству Мусаба ибн Саада Осман поручил выбрать членов этой комиссии. Он спросил:

«У кого самый лучший почерк?».

Ему ответили:

«Секретарем пророка был Зейд ибн Сабит».

Он еще раз спросил:

«А кто лучше всех знает арабский язык?».

Ему ответили:

«Саид ибн аль-Ас».

После чего Осман отвел:

«Тогда пускай Саид будет диктовать, а Зейд писать».

О Саиде ибн аль-Асе говорили, что его говор очень напоминал манеру речи пророка.

Количество членов комиссии и их имена в разных хрониках приводятся по-разному. Ибн Абу Дауд передал, что в него входили Малик ибн Абу Амир, Касир ибн Эфлах, Убай ибн Кааб, Анас ибн Малик, Абдулла ибн Аббас и др. Бухари же сообщает о Зейде ибн Сабите , Абдулле ибн Зубейре, Саиде ибн аль-Асе и Абдурахмане ибн аль-Харисе. Возглавлял же эту комиссию Зейд ибн Сабит.

Халиф Осман инструктировал комиссию следующим образом:

«Мы размножите количество экземпляров Священного Корана. Если между вами и Рейдом возникнут споры, то решайте их на основании только курейшитского диалекта. Ибо именно на этом диалекте он был ниспослан».

Один такой эпизод описывался в приведенном в начале хадисе (см. xадис III).

Сколько было первых размноженных экземпляров Корана?

О количестве первых экземпляров Корана в хрониках приводятся различные цифры. Некоторые приводят данные о 4-х, некоторые о 5-ти, а некоторые о 7-ми экземплярах. Из источников, называющих цифру 7, известно, что один их экземпляров остался в Медине. Другие были (по одной Книге) отправлены в Мекку, Шам (Дамаск), Йемен, Бахрейн, Басру и Куфу. После этого Осман приказал уничтожить все оставшиеся фрагменты, которые остались после работы комиссии. Муаз ибн Саад вспоминал:

«Когда Осман уничтожал оставшиеся фрагменты, я слышал мнение многих людей об этом. Все в один голос поддержали его и одобрили его действие».

А Абу Килаба вспоминал: «Когда Осман завершил уничтожение фрагментов, он послал послания во все мусульманские провинции, которое содержало следующие слова:

«Я проделал такую работу (по размножению Корана). После этого я уничтожил все оставшиеся вне Книги фрагменты. Поручаю и вам уничтожить их в своих областях»».

Разница между Свитками (Сухуф) и Писанием (Мусхаф).

Между Свитками (Сухуф) времен Абу Бакра и Писанием, составленным на основе этих свитков во времена Османа, есть некоторая разница. Работа, проведенная во времена Абу Бакра по сохранению Корана, была проведена в срочном порядке в связи с тем, что в войнах погибали многие хафизы Корана, и возникала угроза забвения Корана со смертью этих людей. Свитки, собранные в то время, представляли собой собрание фрагментов, записанных во времена пророка и проверенные им во время «арза-и ахира». Эти фрагменты были широко известны и их знали наизусть. Однако их еще не существовало в собранном, едином виде. Собрать их в единую книгу во время пророка не представлялось возможным в связи с тем, что никто не знал когда будут прекращены откровения Аллаха и того, в какую именно суру нужно будет вписывать новые, ниспосылаемые пророку откровения. Абу Бакр же на основании распоряжения пророка расположил аяты (стихи) Корана в строгой последовательности по сурам (главам).

Писание, размноженное во времена Османа, преследовало целью положить конец раздорам, вызванным чтением Корана на различных некурейшитских диалектах. Эта работа была направлена на то, чтобы выработать единый текст Корана для всех мусульман. В результате этого было достигнуто единство по вопросу о том, что чтение должно быть только на курейшитском диалекте. Было объявлено о том, что «отныне у нас должно быть единство и Коран должен быть читаем только на курейшитском диалекте, так как это язык пророка». Помимо этого, в этом Писании был достигнут порядок последовательности сур.

Эта работа не была проведена директивами Османа, а была выполнена комиссией, которая была назначена по общему согласию сподвижников пророка.

Дальнейшая история Свитков Абу Бакра.

После возвращения Хафсе бинт Омар ибн Хаттаб взятых у нее фрагментов Корана, они остались у нее. Осман не уничтожил их вместе с другими фрагментами. Мерван, будучи правителем Медины попросил у нее принести эти фрагменты, но Хафса отказала ему. Только после смерти нашей матери Хафсы Мерван послал за Свитками (Сухуф) и попросил передать их ему. Абдулла ибн Омар послал ему их. Мерван уничтожил этот Сухуф. После этого об так объяснил свои действия:

«Я уничтожил эти фрагменты потому, что в будущем могут быть люди, которые захотят внести смуту среди мусульман и будут ссылаться на этот Сухуф, представляя дело так, что будто бы он отличается от Корана Османа».

Таким образом, инициатива собрания Корана принадлежит Омару ибн Хаттабу. Халиф Абу Бакр Сиддик организовал работу в этом направлении. Зейд ибн Сабит был исполнителем этого дела. Халиф Осман ибн Аффан же распорядился размножить и уточнить правильное звучание аятов и их правильное расположение. Эту работу также выполнил Зейд ибн Сабит и вместе с ним многие другие сахабы (сподвижники).

[перевод с турецкого А. А. Али-заде (Абдуллы Али)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *