ИСТОЧНИКИ КОРАНА

 

Мустафа Хамза Ниязи
ИСТОЧНИКИ КОРАНА

Кто является автором Корана? По этому поводу многие исследователи ведут друг с другом скандальные споры. Эта работа является попыткой критического рассмотрения большинства этих теорий, взяв на вооружение логические аргументы, исторические сведения, текстовый анализ и научные данные. Возможно, единственное заключение о Коране, в котором сходятся все, это то, что впервые он был произнесен человеком по имени Мухаммад, родившимся в 6-ом веке в городе Мекка в Аравии. Мнения о происхождении Корана можно условно объединить в три основные группы:
1. Мухаммад сам является автором.
2. Мухаммад не является автором, но узнал Коран от других людей, сочинивших его.
3. Коран – это слово, ниспосланное Мухаммаду от Господа.

МОГ ЛИ МУХАММАД БЫТЬ АВТОРОМ КОРАНА?

Мы начинаем с рассмотрения аргументов тех исследователей, которые считают Мухаммада автором Корана. Оценивая эту позицию, очень важно обратиться к тому, что говорится по этому поводу в самом Коране. Он гласит: “Воистину, Коран – послание Господа миров, с которым снизошел верный Дух” (Сура “Поэты” 26:192-193). Сходные утверждения присутствуют и в других местах (25:1, 3:3, 4:105, 16:44, 15:9). Более того, сам стиль обращения оставляет впечатление послания Творца творениям. За исключением девятой суры “Покаяние”, все суры Корана начинаются словами “Во имя Аллаха милостивого, милосердного”. Обращения идут от первого лица, и во многих местах Аллах повелевает Мухаммаду: “Скажи”. Это повеление повторяется в Коране 332 раза. Также используются и другие повеления, например, “возвести” (15:49), “поминай” (76:25), “прочти” (18:27) и многие другие. Поскольку утверждение того, что Коран является божественным откровением, подразумевает отрицание человеческого авторства, в Коране существует много утверждений, смысл которых сводится к тому, что ни люди, ни бесы не могли бы его создать. “Скажи: “Если бы объединили усилия люди и джинны, чтобы сочинить нечто, подобное Корану, это им бы не удалось, если бы даже они и помогали друг другу”” (Сура “Перенос ночью”17:88).

Но утверждения в Коране о его божественном происхождении не являются лишь эмоциональным отрицанием человеческого авторства. Для тех, кто подвергает это сомнению, приведены и различные доказательства: “Если же вы сомневаетесь в [истинности] того, что Мы ниспослали рабу Нашему, то явите суру, подобную суре Корана, и призовите своих свидетелей помимо Аллаха, если вы правдивы. Если же вы этого не сделаете – а вам ни за что не удастся это, – то страшитесь адского огня, в котором горят люди и камни и который уготован неверным” (Сура “Корова” 2:23-24). Неверные изначально считали Мухаммада автором Корана, но Господь повелел ему следующее: “Те, которые при возвещении им Наших ясных аятов надеются на то, что не предстанут перед Нами, говорят: “Представь нам другой Коран или замени его!” Ответь им: “Не положено мне заменять его по своему усмотрению. Я лишь следую тому, что внушено мне в откровении, и боюсь, что если я ослушаюсь Господа моего, то меня постигнет наказание в Судный день”. Скажи: “Если бы Аллах пожелал, то я не стал бы возвещать вам Коран и Он не стал бы учить вас ему. Я ведь целую жизнь провел среди вас до этого. Неужели вы не уразумеете?”” (Сура “Йунус” 10:15-16).

Критикам Мухаммада предлагается поразмышлять над следующим фактом. Он жил среди своего народа в течение 40 лет не только без каких-либо признаков великого учения, но и без влечения к поэзии. Фактически он был неграмотен. И вот теперь он проповедует Коран, несравнимый в красоте и возвышенности. Как они объяснят этот факт? В подтверждение божественного происхождения писания Коран говорит: “Ты до него не читал какого-либо писания, и ты не переписывал его своей десницей, иначе пришли бы в сомнение считающие Коран ложью” (Сура “Паук” 29:48). В подтверждение неграмотности Мухаммада Коран говорит: “Так веруйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного пророка, который верует в Аллаха и в Его слово” (Сура “Преграды” 7:158). Кроме того, сам Мухаммад неоднократно высказывался о том, что он не был автором Корана. Но, тем не менее, некоторые исследователи продолжают подвергать сомнению эти утверждения. Они считают ложью его заявления о том, что Коран был ниспослан ему от Аллаха. Они даже приписывают его так называемому явному обману различные мотивы, такие как экономическая выгода, стремление к власти, реформы морали, политическое освобождение арабов. Но все они несостоятельны. Позвольте начать их рассмотрение с обсуждения материальной выгоды.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ?

Каждый может привести аргумент в пользу того, что самый простой путь не всегда бывает лучшим. И, может быть, поэтому Мухаммад, приписывая Коран Аллаху, вел большую игру с целью извлечения материальной выгоды?

Эта гипотеза не согласуется с историческими фактами. Финансовое положение Мухаммада до начала его пророческой деятельности было намного лучше, чем стало потом. В возрасте двадцати пяти лет, за пятнадцать лет до пророчества, он женился на Хадидже, которая была богатой женщиной, занимавшейся торговлей. Он был весьма обеспеченным человеком.

‘Урва рассказывал о том, что третья жена Пророка Мухаммада Аиша как-то сказала ему: “Клянусь Аллахом, племянник, бывало, в течение двух месяцев мы трижды встречали новолуние, и за это время ни в одном доме Посланника Аллаха не разжигался огонь”. Он спросил её: “А как же вы жили?” Она ответила: “На финиках и воде. Разве что соседи Посланника Аллаха в Медине, у которых были верблюдицы и козы, посылали ему молоко, и мы пили его”. (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.) Мартин Линге в своей книге “Мухаммад и его жизнь из первоисточников” пишет: “Пророк жил предельно бедно. Аиша говорила, что до покорения Хейбара она не знала, что значит поесть фиников досыта. Такая бедность окружала его всегда”.

Это не была только временная жертва, это был образ его жизни. И все это время Мухаммад мог бы жить, как король, стоило ему только захотеть этого. Он слышал даже слова недовольства их бедной жизнью, в то время как они могли купаться в роскоши. Пророк был расстроен этими словами, и Господь повелел ему предложить своим женам выбрать между Аллахом и Его Посланником и преходящим блеском этого мира, сказав: “О Пророк, скажи своим женам: “Если вы хотите этой жизни и ее прикрас, то придите: я одарю вас и отпущу с миром. А если вы жаждете благоволения Аллаха и Его Посланника и будущей жизни, то, воистину, Аллах уготовал тем из вас, кто творит добро, великое воздаяние”” (Сура “Сонмы” 33:28-29). Как-то Умар ибн аль-Хаттаб пришел к Пророку, и он лежал на циновке безо всякой подстилки, положив голову на подушку, набитую волокнами. У его ног были сложены листья акации, а возле головы висел кожаный бурдюк. Увидев след циновки на его боку, Умар заплакал, и он спросил: “Отчего ты плачешь?” Он сказал: “О Посланник Аллаха, хосрой и цезарь пребывают в роскоши, а ты, будучи Посланником Аллаха…” В ответ он сказал: “Разве ты не доволен тем, что они получат свой удел в ближней жизни, а мы – в будущей?” (аль-Бухари).

Когда Аишу спросили о постельных принадлежностях Пророка, она сказала: “Это была кожа, наполненная корой финиковой пальмы”. Всякий раз, как Пророк получал подарок (однажды он получил в подарок от вождя племени Фидак четырех нагруженных верблюдов), он распределял все между бедными и отказывался от чего-либо для себя. Он сказал: “Если бы у меня было столько золота, сколько вместит гора Ухуд, то я раздал бы его целиком в течение трех дней, оставив у себя лишь то, что выделил бы на нужды моей религии” (аль-Бухари).

Умирая, Мухаммад был неимущим. Все его богатство состояло из семи динаров, но и их он раздал нуждающимся за несколько дней до смерти. Кроме того, вопреки всем победам и достижениям, Мухаммад к моменту смерти был в долгу, и после его смерти мусульмане выкупили у иудея оставленную им в залог кольчугу.

Было много других ситуаций, показывающих, что Мухаммад с начала пророчества и до самой смерти жил очень бедно. Поэтому предположение о том, что он преследовал материальную выгоду, несостоятельно и противоречит историческим фактам. Как заметила “Новая католическая энциклопедия”, “тот довод, что простые экономические предпосылки были поводом для религиозной революции Мухаммада, несостоятельны и не соответствуют фактам” (т. 9, стр. 1001).

ЖЕЛАНИЕ ВЛАСТИ И СЛАВЫ?

Предположение, что Мухаммад написал Коран, желая власти и славы, также не выдерживает никакой критики. Во-первых, Мухаммад, как всем известно, был одним из самых удачливых лидеров в истории человечества. Человек с его качествами мог претендовать на лидерство и власть даже без претензий на пророчество. Фактически, это было бы даже легче. Во-вторых, Коран заявляет предельно ясно, что никто, включая Мухаммада, не может создать что-либо подобное этому писанию. Если бы он желал власти и славы, то претендовал бы и на авторство Корана, красота и величие которого ставят его выше любого произведения. В-третьих, поведение Мухаммада показывало, что он не был ни властолюбцем, ни искателем славы. Желание славы, как правило, находит выражение в великолепных местах времяпровождения, модных одеждах, прекрасных автомобилях, склонности к восхвалению, приятной лжи и т.п. А Мухаммад был изумительным примером скромности.

Несмотря на его высочайшее общественное положение и тяжелую ответственность государственного деятеля, Мухаммад сам зашивал свою одежду, сам чинил обувь и доил козу. Он разговаривал с людьми и терпеливо выслушивал каждого, кто обращался к нему. Однажды, в одном из селений мусульмане, приветствуя его, встали в знак уважения, но он запретил им делать это.

Есть ещё много примеров его скромности. О некоторых из них шейх Джамал аль-Бадави писал: “Однажды он путешествовал вместе с несколькими сподвижниками. Когда они собрались приготовить немного еды, то разделили работу между собой, и Мухаммад собрался принести дрова. Его спутники сказали, что они могут сделать это вместо него. Мухаммад ответил: “Я знаю, что вы можете сделать это за меня, но мне не нравится, когда я имею над вами хоть какие-то привилегии”. Однажды к нему пришел незнакомец, трепеща от уважения. Мухаммад попросил его подойти ближе и, сострадательно похлопывая мужчину по плечу, сказал: “Расслабься, брат, я ведь только сын женщины, которая ела засохший хлеб”.

Однажды некие люди обратились к нему: “О Посланник Аллаха! О лучший из нас и сын лучшего из нас! Господин наш и сын нашего господина!” Пророк ответил им: “О люди, говорите слова ваши, но остерегайтесь обольщения шайтана! Я – Мухаммад, раб Аллаха и Его Посланник. Мне не нравится, что вы превозносите меня выше того места, которое даровал мне всевышний и всемогущий Аллах”. (Этот хадис передал Ахмад.)

Смерть Ибрахима, самого возлюбленного из сыновей Пророка, совпала с затмением солнца, и люди расценили это как чудо, словно небеса и земля оплакивают смерть мальчика. Пророк сильно рассердился и сказал: “Солнце и Луна – это два знамения Аллаха, и их затмения не происходят из-за чьей-либо смерти. Поэтому, когда наступает затмение, совершайте намаз и взывайте к Аллаху с мольбой, пока оно не прекратится”. (Этот хадис передал аль-Бухари.)

Изумительным примером его скромности может быть характер его властвования. Его последователи были готовы повиноваться ему, но он продолжал утверждать, что повиновение может быть только Аллаху, а не ему лично.

Он делал ясное различие между откровениями, получаемыми от Аллаха, и другими областями знаний, открытыми для человеческого суждения. Вопросы, касающиеся второй категории, обсуждались, и Мухаммад считался с мнением других. В бою при Бадре, к примеру, Пророк прислушался к совету Набиба ибн аль-Мундира, признав свое собственное решение неудовлетворительным. В сражении у рва он принял предложение Салмана аль-Фариси вырыть ров в окрестностях Медины, чтобы остановить врагов.

Мухаммад запретил делать свою могилу местом поклонения, сказав: “Не устраивайте на моей могиле празднеств” (Ахмад). Пророк также сказал: “О Аллах, не позволяй, чтобы мою могилу сделали идолом для поклонения! Поистине, силен гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в мечети” (Малик). Он категорически предостерегал мусульман от чрезмерного восхваления его. Имам аль-Бухари передал его слова: “Не превозносите меня так, как христиане превозносят сына Марйам, ибо я всего лишь раб. Говорите обо мне: “Раб Аллаха и Его Посланник”. Коран также предостерегает людей от самовосхваления. Всевышний сказал: “Не выдавайте себя за чистых помыслами, ибо Он лучше знает тех, кто богобоязнен” (Сура “Звезда” 53:32).

Добавим, что есть еще несколько доводов, делающих теорию о выдуманности Корана Мухаммадом лишь для утоления своей любви к власти и славе совершенно недоказуемой.

Во-первых, Мухаммад мог действительно пропустить из Корана те стихи, которые были бы неудобны для его честолюбия. Но он не делал этого.

Если бы желание власти или славы управляло Мухаммадом в его сознательном создании Корана, то он врядли написал бы книгу, приказывающую ему провозгласить людям, что он безвластен и не знает сокровенного (7:188), что он пришел не с новым учением и даже не мог знать, что такая книга будет ниспослана ему (46:9, 28:86), что он всего лишь простой человек, похожий на других людей (18:110, 6:50).

Во-вторых, реакция Мухаммада после получения его первого откровения показывает, что он не имел тайных устремлений к власти. После его испытаний в пещере горы Хира он прибежал к своей жене, переполненный страхом и дрожал, как в лихорадке.

ОБЪЕДИНЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ АРАБОВ?

Теория о том, что Мухаммад написал Коран с целью объединения и освобождения арабов, очень трудна для защиты по следующим причинам:

Во-первых, если бы это было так, то в Коране был бы сделан сильный акцент на предмет объединения и свободы арабов. Но во всем Коране нет ни одного аята, призывающего к объединению или освобождению арабской нации. Если мы предположим, что Мухаммад был автором Корана, то объединение арабов не могло быть поводом для этого, просто потому что это совершенно не отражено в Коране.

Во-вторых, кораническая концепция наций и народов выступает против любого проявления националистических наклонностей. Каждый, кто принимает идеологию Ислама, становится членом мусульманской общины, независимо от национальности, расы, цвета кожи и даже кровных уз. Иногда это даже означает разделение отца с сыном. (9:23, 11:45-46, 2:124, 66:10-11). Объединение, которое проповедовал Коран и которое преобладало в Аравии после триумфа Ислама, было идеологическим (61:4, 3:103).

В-третьих, если бы объединение арабов было целью Мухаммада, он мог бы принять сделанное ему язычниками предложение стать королем арабов и использовать власть и влияние для построения единой Аравии.

В-четвертых, в Коране есть аяты, опровергающие идею о том, что целью Мухаммада был арабский национализм. Один их этих аятов гласит: “И вот сказали ангелы: о Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров” (Сура “Семейство Имрана” 3:42). Приведенный аят обращен к Марии, матери Иисуса. Мухаммад был арабом и был послан в среду арабов. Нравилось им это или нет, он возвышенным языком Корана сказал им, что Мария, мать Иисуса, была лучшей женщиной всех народов. Ни его мать и ни другая арабская женщина. Почему Мухаммад, если он хотел благоприятствовать арабскому национализму, выступил против проповеди превосходства арабской нации, чествуя такими благородными словами женщину из его оппозиции – евреев, которые относились к враждебной расе и презирали арабов как низшую расу? Эта теория вряд ли будет способна объяснить и следующий аят: “О сыны Израилевы! Помните о милости, которую я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над народами мира” (Сура “Корова”, 2:47).

РЕФОРМА МОРАЛИ Некоторые исследователи считают, что к составлению Корана Мухаммада подтолкнуланеобходимость моральных перемен. Теория о реформаторстве имеет несколько слабых моментов. Моральные реформы являются благородной целью, которая могла быть достигнута без использования таких безнравственных приемов, как ложь и обман. Причины для построения нравственного общества выбором безнравственных средств не ясны и не устанавливаются сторонниками этой теории.

Вторая проблема состоит в том, что Коран определяет ложь о Господе как один из наиболее отвратительных грехов: “Есть ль кто несправедливее тех, кто измышляет на Аллаха ложь или говорит: мне дано откровение, хотя никакого откровения ему не дано” (Сура “Скот” 6:93). “Если бы он приписал Нам какие-либо речи, то Мы схватили бы его за правую руку. Потом Мы перерезали бы ему аорту” (Сура “Неизбежное” 69:44-46). Смотри также 42:24, 16:105. Приведенные аяты предупреждают о наиболее унижающих наказаниях для лжецов подобного рода. Будучи автором Корана и выдумав то, что он ниспослан от Аллаха, Мухаммад врядли стал бы описывать себя как самого безнравственого человека. Опасаясь возможности того, что его подлог будет однажды раскрыт, он мог бы изменить предыдущие аяты на что-нибудь вроде того, что “нет вины на том, кто был вынужден солгать ради Аллаха”. К примеру, святой Павел говорит в “Послании к римлянам”: “Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?” (3:7).

Другим противоречием, которое не соответствует этой теории, является тот факт, что Мухаммад был несколько раз исправлен Кораном, примеры чего будут приведены ниже.

Фактически, даже предположение о том, что Коран сосредоточен на моральной реформе, неверно. Ведь моральные предписания – это лишь часть откровений. Коран же охватывает все сферы человеческой жизни. В нем есть, например, повеления изучать и исследовать Вселенную: “Скажи: ступайте по земле и посмотрите, как Он создал творение в первый раз” (Сура “Паук” 29:20). Также смотрите 12:105, 2:29, 38:27, 7:158.

Значение, уделяемое Кораном изучению Вселенной, может быть оценено тем фактом, что о вере речь идет в 150 аятах, а о природных явлениях – в 756.

Предположение, что Мухаммад сознательно подделал Коран, не соответствует его прекрасному нраву. Даже до начала его пророческой миссии он был известен в своеми народе как правдивый, надежный человек. За ним никогда не была замечена ложь, и этот факт был известен даже его врагам. Однажды он собрал всех курейшитов у холма ас-Сафа. Собравшиеся люди спросили: “Что это значит?” Он ответил: “Только лишь представьте, если я скажу вам, что за этим холмом стоит армия, ждущая удобный момент для нападения на вас, поверите ли вы мне?” Они сказали: “Да, на тебе нет ни одного пятна, и мы не знаем, чтобы ты когда-нибудь соврал”. Примером его верности также может служить тот факт, что в ночь переселения в Медину, перед тем, как покинуть дом, он дал своему двоюродному брату Али приказание возвратить всем немусульманам то, что они доверили ему для сохранения.

БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕЛКА

Эта теория, возможно, основана на следующих двух хадисах из “ас-Сахиха” имама аль-Бухари, который описал состояние Мухаммада во время откровений.

Аиша рассказывала, что аль-Харис ибн Хишам спросил Посланника Аллаха: “О Посланник Аллаха, как божественное откровение ниспосылается тебе?” Он ответил: “Иногда это похоже на звон колокола. Это – самая тяжелая для меня форма. Это состояние проходит после того, как я уразумею все, что мне внушается. Иногда ангел приходит в человеческом обличии и говорит со мной, и я понимаю, что он мне говорит”. Аиша добавила: “Во время божественного вдохновения в очень холодный день я замечала капли пота на его лбу”.

Аиша также рассказывала: “В начале Посланник Аллаха получал откровение в виде прекрасных видений во сне, которые являлись ему в виде утреннего зари. Затем у него появилась тяга к уединению. Он уединялся в пещере горы Хира, где проводил в поклонении единому Аллаху несколько дней перед тем, как снова увидеть свою семью. Обычно он брал с собой немного еды. Затем он возвращался к Хадидже, чтобы запастись едой и снова уходил, пока истина не снизошла на него. Когда он был в пещере Хира, к нему пришел ангел и велел ему читать. Мухаммад ответил: “Я не умею читать”.

Филипп Хитти в своей книге “Ислам и Запад: историческое обозрение” писал, что Пророк, получая откровение, испытывал состояние экстаза. Этим он пытался подкрепить обвинение в том, что он был эпилептиком”.

В книге “Ислам и Запад: действительность и выдумки” Норман Даниель цитирует несколько взглядов: “По некоторым версиям, Мухаммад убедил Хадиджу в своем “скрытом превосходстве в искусстве магии”. Иные считают, что он выдвинул идею откровения после его первого эпилептического удара. Описывая позицию Марка, Норман Даниель пишет: “Кроме эпилептической теории существует так называемая теория религиозных иллюзий. В соответствии с ней, глубоко религиозный человек может иметь видения, приводящие его к мысли, что все его мысли от Бога, в то время как это не так”.

Д. М. Родвелл говорит: “Мухаммад в течение всего жизненного пути был в большей или меньшей степени жертвой самообмана. Мать его была довольно нервозной женщиной, поэтому он мог быть подвержен болезненным и фантастическим галлюцинациям, а чередование возбуждения и депрессий убеждало невежественных людей в истинности его утверждений”.

Как пишет Врайан С. Тарнер: “Традиционные описания жизни Мухаммада утверждают, что он был либо психически здоров, но выдумывал, что является посланником Аллаха, либо был психически нездоров и был уверен в своей миссии пророка”.

Точка зрения признанного атеиста Робинсона такова, что Мухаммад не был лицемером и был здоров. Он считает Коран продуктом подсознания Мухаммада. Он заявляет, что Коран – это не божественное откровение, а лишь бессознательное воспроизведение знаний и опыта Мухаммада, ошибочно присваиваемое Богу.

Описывая в общем терию бессознательного создания Корана, можно выделить 3 главных пути ее развития: эпилептическая, религиозных иллюзий и подсознательная. Их роднит предположение о том, что Мухаммад создал Коран сам и создал его вопреки себе самому.

ТЕОРИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ИЛЛЮЗИЙ

Теория религиозных иллюзий, как и теория бессознательного создания, предполагают, что Коран действительно был сочинен Мухаммадом благодаря его знаниям, воображению, опыту и окружающей обстановке, хотя он сам и не знал этого. Но в Коране есть многочисленные утверждения, которые не могли быть продуктами ни сознания Мухаммада, ни его подсознания. Мы приведем некоторые примеры, связанные с историческими фактами и событиями будущего. Один из них описан в 18-ой суре Корана, которая была ниспослана в ответ на три вопроса язычников, которые, посоветовавшись с обладателями писания, то есть христианами и иудеями, задали святому Пророку вопросы, чтобы проверить его правдивость. Они спросили его:

1) Кто были “спящими в пещере”?
2) Какова подлинная история праведника по имени Хидр?
3) Что ты знаешь о Зулькарнайне?

Эти три вопроса, связанные с историей христиан и иудеев, были неизвестны в Хиджазе, где жил Пророк. Их выбор был продиктован желанием узнать, связан ли святой Пророк с каким-либо источником знаний о сокровенных и неизвестных вещах.

Когда они задали эти вопросы, Мухаммад сказал: “Завтра я расскажу вам”. Однако он забыл сказать слова: “Если так будет угодно Аллаху”. Когда люди пришли к нему за ответом, он отложил встречу, и так продолжалось день за днем, пока, наконец, в пятнадцатую ночь не пришло откровение.

Мекканцы насмехались над ним, а он терзался и печалился из-за того, что он не получил помощь, на которую так надеялся. Но Джибриль принес ему откровение, упрекающее его за его терзания и дающее ответы на вопросы. Причина его долгого ожидания объясняется в суре “Пещера”, в аятах 23 и 24: “И ни о чем никогда не говори: я непременно сделаю это завтра, не добавив: если захочет Аллах. Если же ты забыл об этом, то вспомни Господа своего и скажи: Быть может, Господь мой направит меня короче к прямому пути, чем тот путь, что я задумал”.

Обсуждая значение этой достаточно долгой задержки, Мартин Линде пишет: “Хотя промедление с откровением и было мучительным для Пророка и его последователей, но в действительности оно лишь добавило им силы. Его худшие враги отказались от каких-либо заключений, но для курайшитов, у которых было два вида мнений, это было мощным подтверждением его претензий и доказательством того, что откровения приходят к нему с небес. Это отрицало его участие и какой-либо контроль с его стороны за откровениями”.

Можно ли понять этот шаг? Если Мухаммад выдумал ранние откровения, он не стал бы медлить и в этот раз, ведь риск был столь велик.

Отметим, что Мухаммада спрашивали о необычных событиях. Трудно объяснить, как религиозные иллюзии могли бы помочь ему правильно ответить на вопросы, заставляющие молчать его критиков. Коран говорит о спящих в пещере: “Они провели в пещере триста лет и еще девять” (Сура “Пещера” 18:25). У этих слов есть свой смысл. В аяте не говорится “триста девять лет”, а используется совсем иная, более громоздкая форму: “триста лет и еще девять”. Почему надо прибавить 9 лет? А потому что по солнечному календарю этот промежуток составляет 300 лет, а по лунному – 309 лет, так как лунный год на одиннадцать дней короче, и за 300 лет добавка составила 9 лет. Доводы, что эта изумительная точность вычислений имеет своим источником подсознание Мухаммада или, более того, галлюцинации, не кажутся убедительными.

Другой пример описан в 89-ой суре, в которой с 6-го по 8-ой аяты упоминается древний город Ирам: “Неужели ты не думал о том, как поступил твой Господь с племенем ‘Ад – жителями Ирама, воздвигшими величавые строения, подобных которым не было создано в какой-либо стране?” Помимо коранических, других сведений об этом городе со времен Пророка не было. Это породило множество спекуляций о возможности его географического местонахождения. Поиски исследователей, опубликованные в официальных журналах национального географического общества Америки в декабре 1978 г., показали, что город Ирам действительно существовал. В 1975 г. доктор Римского университета Паоло Мтиал, директор итальянской археологической миссии в Сирии, на руинах дворца, разрушенного примерно в 23 веке до нашей эры, нашел величайший из когда-либо найденных архивов. Было обнаружено более 15000 дощечек с надписями, из которых и стало известно об обширных связях этого города Элба с некогда известным городом Ирам.

Согласно словарю современного английского языка подсознание – это “скрытый уровень разума и мыслей за пределами знаний сознания человека”. Трудно вообразить, что подсознание или религиозные иллюзии могли помочь Мухаммаду описать в Коране архитектурную характеристику города, разрушенного за 3 тыс. лет до его рождения! Более того, Коран в нескольких местах утверждает, что ни Мухаммад, ни другие люди не знали этих историй до их ниспослания: “Все это – вести о сокровенном, и Мы ниспосылаем их тебе как откровение. Ни ты, ни твой народ не ведали о них прежде. Так будь же терпелив, ибо [счастливый] исход уготован богобоязненным!” (Сура “Худ” 11:49). Необходимо напомнить, что ни один из современников Мухаммада не встал на его пути, сказав: “Ты грубо ошибаешься, Мухаммад. Я такой же араб, как и ты, и знал об этом повествовании до тебя”. Зачем Мухаммад рисковал, возвещая подобное? Даже если мы предположим, что он знал эти истории и ранее, но просто притворялся невежественным (в этом случае он мог быть не единственным из знающих эту историю), как он мог быть столь уверен в незнании других. Даже если бы он говорил правду, его враги могли бы использовать удобную ситуацию, так как утверждение пришло после ниспослания истории. Ни один из них не использовал эту возможность.

Кроме того, в Коране содержатся определенные утверждения о событиях будущего. Об этом свидетельствует следующий пример. Первые семь аятов 30-й суры были ниспосланы в 615 г. нашей эры. В них ясно утверждается, что Римская империя, которая в то время была рагромлена персами, в ближайшее время победит их. Здесь используется арабское слово “бидъ”, обозначающее период от 3 до 9 лет. Через 7 лет после этого пророчества римляне действительно победили персов. Что же может быть изумительнее того, что пророчество говорит: “И в тот день возликуют верующие” (Сура “Римляне” 30:4). Как пишет Хингора в книге “Низведение Священного Корана”, “пророчество исполнилось точно: в 624 году Гераклеус в решающем сражении Иссус победил персов, и в тот же год мусульмане одержали победу над язычниками Мекки при Бадре. Веующие в тот день ликовали, как это и было предсказано в Коране”.

Другой пример можно найти в 111-ой суре, где утверждается, что дядя Пророка Абу Лахаб умрет неверным. Описывая Абу Лахаба, Томас Патрик Хадес пишет: “Он был наиболее озлобленным врагом Пророка и изо всех сил препятствовал распространению Ислама. Когда Мухаммад получил приказ увещать близких, он собрал их всех вместе и сообщил им о послании, предостерегающем их от адских мук. Абу Лахаб отверг его миссию и закричал: “Да сгинешь ты! Неужели ты позвал нас сюда лишь ради этого?” – и поднял камень, чтобы бросить его в Мухаммада”.

Абу Лахаб умер спустя одиннадцать лет после начала проповеди Мухаммада. Зная, что он был злейшим врагом Мухаммада, было бы неблагоразумно делать такие заявления, ведь Абу Лахабу могло быть очень легко попытаться унизить Коран, стоило ему уверовать. Почему Абу Лахаб отверг этот превосходный шанс? Что дало Мухаммаду такую уверенность в том, что Абу Лахаб не использует эту соблазнительную возможность в течение десяти лет? В любом случае, опыт человека не может включать знания о будущем.

Существуют и другие моменты, ослабляющие теорию о подсознательном создании Корана. В Коране нет обвинений в адрес других людей и выражения непотребных чувств, но есть назидания самому Пророку. К примеру, первые десять аятов 80-ой суры упрекают Пророка за неприветливое обхождение с Абдуллахом ибн Умм Мактумом. Описывая этот случай, Сейид Кутб пишет: “Пророк объяснял Ислам нескольким знатным людям из курейшитского рода, когда к нему подошел Абдуллах ибн Умм Мактум, бедный слепой человек. Не зная, что Пророк беседует с другими людьми, слепой мужчина попросил научить его нескольким аятам Корана. Пророк не был рад этой заминке, он нахмурился и отвернулся от слепого старца”. Критикой по этому поводу и начинается 80-ая сура.

В 67-ом и 68-ом аятах суры “Добыча” Коран также осуждает Пророка за решение о 70 пленниках, взятых в бою при Бадре. На этом подобные примеры не кончаются. Невероятно, чтобы порицания были продуктом подсознания самого Мухаммада. Аяты Корана не перестают доказывать это.

Однажды лицемеры стали распространять злобные слухи, подвергающие сомнению целомудренность и верность жены Пророка Аиши. Пророк был очень огорчен этим. В течение месяца он терпел, ни разу не высказав своего мнения по этому поводу. Потом было ниспослано откровение, вошедшее в суру “Свет”, которое разоблачило мерзкие цели лицемеров и оправдало Аишу. Кораническое откровение не могло бы утешить Пророка , если бы он сам был его автором. К тому же, если бы Коран был продуктом его подсознания, его творение не заняло бы так много времени.

Другой трудностью, которая не может быть решена в рамках теории о подсознании, является тот факт, что Мухаммад открыл людям много сокровенных сообщений, не вошедших в Коран. Очень важно и то, что сам он делал большое различие между ними, и они действительно несравнимы. Тогда как Коран содержит вызов человечеству создать нечто похожее, хадисы, то есть высказывания самого Пророка, этого не делают. Хотя они очень красноречивы, подобное им все же можно воспроизвести.

Мы попытались показать, что первое логическое предположение, рассматривающее Мухаммада как создателя Корана, несостоятельно, хотят того противники Ислама или нет. Теперь перейдем ко второму логическому предположению о том, что Мухаммад не был автором Корана, а просто списал его из книг других авторов.

ИЗ ИУДЕЙСКИХ И ХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ

В своей книге “Ислам и Запад: историческое обозрение” Филипп Хитти пишет: “Источники Корана несомненны: христианство, иудаизм и арабское язычество”. Он подкрепляет свое утверждение заявлением о том, что во времена Пророка изображение Иисуса и Марии были на внутренней стене Каабы. То, что материал Корана записан со слухов, он демонстрирует кораническими утверждениями о том, что Иисус говорил с людьми, находясь еще в колыбели, и по воле Аллаха вдохнул жизнь в скульптуру птицы. Это утверждение в действительности соответствует апокрифическому Евангелию инфанса (младенчества). По его мнению, Мария, мать Иисуса, перепутана с Марией, сестрой Аарона. Он также считает, что кораническая история о Зу-ль-Карнейне, которого он считает Александром Великим, могла быть услышана им от сирийских христиан, которые знали о ней от византицев.

Ричард Белл писал: “Вопреки распространенному мнению, то, что изображение Иисуса было найдено на одной из колонн Каабы, не является хорошим доказательством нахождения христиан в Хиджазе: Мекке и Медине”. Аргументы же Хитти таковы: “Хотя определенные коранические утверждения и имеют сходство с библейскими, это вовсе не гарантирует нам того, что Коран цитирует или прямо заимствует библейские тексты. Сходные утверждения имеются, например, 39-42 аяты 53-ей суры Корана и 20 стих 18 главы книги пророка Иезекииля; 44 аят 53 суры Корана и 6 стих 2 главы первой книги Царств; 5 аят 1 суры Корана и 1 стих 27 главы Псалтиря. Объяснение этому в том, что, будучи далеким от рабской подделки, Мухаммад исламизировал, арабизировал и национализировал материал”. Коранические ссылки на “людей пещеры” и Зу-ль-Карнейна, которые никогда не ассоциировались с Библией, цитируются Беллом как доказательство того, что Мухаммад непосредственно не работал с Библией, а лишь косвенно получал информацию о ней.

Об источниках Корана Кристи Уилсон в книге “Знакомство с Исламом” пишет: “Исследователи придерживаются мнения, что чисто коранические истории могут быть описаны еврейским талмудом и апокрифическими евангелиями лучше, чем Ветхим и Новым Заветами. Уилсон также упоминает кажущуюся неувязку с Аароном и Марией. В своей книге “Источники Ислама” Ричард Белл пытается доказать, что “источники Ислама заключены в его христианском окружении… Ключ ко многому в Коране и к жизненному пути Мухаммада в целом лежит в его постепенном постижении знаний о содержании Библии. Мы можем увидеть сознательные заимствования – он вполне искренен в этом”.

Кеннет Крегг пишет в книге “Призыв минарета”: “Библейские рассказы значительно отличаются от своих аналогов в Коране и предполагают устное, а не прямое знакомство Мухаммада с Библией. Почти отсутствует в Коране то, что можно было бы рассматривать как цитирование”. Крегг твердо убежден, что такие очевидные несоответствия, как с матерью Иисуса, показывают, что уровень устных контактов Мухаммада был неудовлетворительным, чтобы твердо овладеть христианстким знанием.

X. А. Гибб в своей книге “Магометанство: историческое обозрение” упоминает другой возможный источник Корана: “С точки зрения коммерческих связей между Меккой и Йеменом было бы естественно предположить, что некоторые религиозные идеи были принесены в Мекку с караванами пряностей и тканей. В Коране есть детали языка, придающие правдоподобность этому предположению”.

Линрон П. Харриес в своей книге “Ислам в восточной Африке” пишет: “Также как Мухаммад заимствовал из Библии, так и сегодня мусульмане, сознательно или нет, заимствуют христианскую идеологию даже в вопросах, которые Коран не поддерживает”.

Согласно Р. А. Николсону, источниками Корана могут быть учения ханифов, иудеев и христиан. “Мы много слышали о христианах-отшельниках и ханифах, которые отвергали идолопоклонство. Перед началом своего призыва Мухаммад общался с некоторыми из них, так как путешествовал с торговыми караванами мекканцев. Мухаммад собирал знания со слухов и придал им превосходную форму”.

Рассматривая влияние иудеев и христиан на Коран, “Новая католическая энциклопедия” пишет: “Принципиальное, но не исключительное влияние на Мухаммада оказали иудаизм и христианство. Очень возможно, что Мухаммад слышал импровизированные переводы иудейских и христианских священных писаний”.

Другой трудностью в представлении жизни Мухаммада является его неграмотность Как говорит Коран, если бы Мухаммад был грамотным, то многие критики могли бы сомневаться в правдивости его утверждений (29:48). Однако он был неграмотен и не мог собирать материалы ханифов, христиан, иудеев и язычников, чтобы создать на их основе новое учение и проповедовать его в течение 23 лет на неимеющем подобия по великолепию языке. Это невозможно без помощи пера.

Также не стоит забывать, что Мухаммад вырос в окружении язычников, а Коран, безусловно, монотеистичен. В Мекке было очень мало – а возможно, что и вообще не было, – ханифов, не разделявших поклонение идолам. Они не имели ни своих храмов, ни священных писаний. Нет даже документов об их верованиях. Возможно, это было несколько мекканских христиан, но их было крайне мало. Фактически, критики Мухаммада никогда не обвиняли его в изучения Корана от ханифов или христиан, однако они обвиняют его в изучении Корана от кузнецов с окраин Мекки, на чью работу он иногда ходил посмотреть. Коран отвергает это обвинение, указывая, что эти люди говорили на другом языке, в то время как Коран ниспослан на чистом арабском: “Мы заранее знаем, что они скажут: воистину, его учит всего лишь человек. Язык того, на кого они намекают, иноземный, язык же Корана – чистый арабский язык” (Сура “Пчелы” 16:103). Контакты Мухаммада с образованными иудеями и христианами были очень ограничены. Он всего два раза встречался с Варакой ибн Науфалом, родственником своей жены Хадиджи, который ослеп в последние годы своей жизни. Даже живя среди арабов, Варака был христианином. Их первая встреча произошла в момент обхождения Варакой Каабы. Увидев Мухаммада, он подошел и нежно поцеловал его в голову. Вторая встреча произошла уже после получения Мухаммадом первого откровения. Три года спустя Варака умер, а ниспослание откровений продолжалось в течение 23 лет. Также были христиане в Наджране, Йемене и несколько иудеев в Ясрибе, позже известном как Медина. Однако о поездках Мухаммада в Наджран до или после начала откровений ничего не известно.

Перед началом ниспослания откровений Мухаммад был в Медине всего один раз. Тогда ему было 6 лет, и он вместе со своей матерью посетил родственников из племени Бану Наййар и могилу своего отца, который умер, когда Мухаммад был еще в утробе матери. Невероятно, что Мухаммад за день или два мог выучить все 66 или 73 книги Библии. Расстояние между Меккой и Мединой – сотни километров. В те времена не было ни самолетов, ни машин. Путешествие же на верблюдах занимало несколько недель, и Мухаммад не мог передвигаться между двумя городами незамеченным. Поэтому понятно, что такой путь возникновения Корана невозможен. Некоторые исследователи упоминают, что Мухаммад, якобы, вел дискуссии с иудеями и христианами, но они не упоминают даты этих бесед. Такие дискуссии действительно имели место, но только после переселения Пророка в Медину, а ведь за 13 лет, прожитых им в Мекке после начала ниспосланий, было ниспослано 2/3 объема Корана. Эти дискуссии отражены в Коране, например, с 33-го по 63-ий аяты суры “Семейство Имрана” были ниспосланы на 9-ый год после переезда в Медину по поводу прихода группы христиан из Наджрана. И, как известно, Мухаммад встречал их не как ученик, а как учитель и наставник и даже исправлял их догмы.

Все имеющиеся документы показывают, что Мухаммад перед тем, как началось ниспослание Корана, лишь трижды выезжал из Мекки: в 6 лет вместе со своей матерью он ездил в Медину, между 9 и 12 годами в сопровождении дяди Абу Талиба он совершил торговую поездку в Сирию, и в 25 лет он водил караван Хадиджи в Сирию.

Вот мнение Джамала аль-Бадави: “Надо иметь сильное воображение, чтобы сказать, что будучи в деловой поездке, случайно встречаясь с иудеями и христианами, Мухаммад мог достаточно изучить обе религии и создать на их основе новую могущественную религию”.

Более того, приведенные утверждения поднимают много вопросов. Джамал аль-Бадави сформулировал 6 из них:

1. Почему вопреки изобилию исторических материалов о жизни Мухаммада и расширенным исследованиям его жизни в течение многих веков его критикам не удалось найти тех таинственных учителей, у которых Мухаммад мог узнать Ислам?

2. Известно, что Мухаммад в течение 13 лет осмеивался и подвергался преследованиям. Было ли трудно такому количеству врагов доказать людям, что утверждения Мухаммада об откровениях были явной ложью? Было ли невозможно для них обнаружить и назвать людей, обучавших Мухаммада Корану?

3. Мухаммад вырос среди людей, которым были известны все перипетии его судьбы, ведь племенная жизнь в пустыне характеризуется особой открытостью. Как могло множество его современников, включая его близких родственников, знавших его очень хорошо, поверить в его правдивость, имей они хоть какие-нибудь сомнения в правдивости его призыва?

4. Какие учителя могли обучить Мухаммада последовательной и законченной религии, буквально перевернувшей мир? Почему они никак не реагировали на ученика, продолжавшего учиться у них и утверждающего божественность этого учения?

5. Как могло большое количество иудеев и христиан, бывших современниками Мухаммада, принять Ислам и поверить в его правдивость в то время, как они знали, что он списал все с их божественных откровений или учился у их монахов и раввинов?

6. Известно, что некоторые коранические откровения ниспосылались Мухаммаду в течение 23 лет, и очень часто люди становились свидетелями этого. Где же были те таинственные учителя Мухаммада? Как могли они так долго скрываться? Как мог Мухаммад, постоянно находившийся в окружении последователей, многократно совершать визиты к учителям и скрывать их так искусно, что за 23 года его тайна так не была раскрыта?

ПРОБЛЕМА ПАРАЛЛЕЛЕЙ

Вместе со взглядом, показывающим воздействие иудейско-христианских воззрений на Коран, некоторые исследователи пытаются установить параллели между Библией и Кораном. Теория о том, что Мухаммад усердно изучал священные писания и выбирал или “заимствовал” те части, которые казались ему последовательными, сильно ослабляется следующими пунктами:

1. Мухаммад говорил, что он принял Коран от Аллаха, и мы уже попробовали показать, что в соответствии с историческими фактами и логическими суждениями Мухаммад не мог подделать Коран.

2. Мухаммад был неграмотен и был не в состоянии изучить откровения первых священных книг и выбрать из них что-то без способности читать и писать.

3. Первый арабский перевод Ветхого Завета появился спустя 2 века после смерти Мухаммада, а самая древняя арабская версия Нового Завета появилась 1000 лет спустя после его смерти.

4. Сходство между несколькими или двумя произведениями или книгами само по себе не есть достаточное доказательство того, что одно скопировано с другого, то есть позднейшее с более раннего – они оба могут быть просто основаны на третьем источнике. Таков аргумент Корана. Оба откровения происходят от Аллаха, и существование параллелей между ними объясняется тем, что, возможно, определенная часть Библии осталась неискаженной.

5. Пристальное исследование обоих текстов может показать, что идея заимствования наиболее безосновательна.

Позвольте начать с основных различий между этими двумя писаниями. Во-первых, Библия не является единой книгой, а является собранием 66 книг в соответствии с точкой зрения протестантов и 75 книг в соответствии с точкой зрения католиков, записанных примерно 40 авторами.

Во-вторых, Библия состоит как из божественных утверждений, так и из человеческих комментариев (см. Евангелие от Луки 1:1-4). Порой же эти комментарии искажают истинное откровение, о чем в 8 стихе 8 главы книги пророка Иеремии говорится: “Как вы говорите: мы мудры, и закон Господень у нас? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь”. Коран же не имеет подобных комментариев, и даже слова самого Пророка не являются частью Корана.

В-третьих, четыре Евангелия Нового Завета описывают Иисуса, его жизнь и миссию, тогда как Коран не является биографией Мухаммада, написанной его последователями.

В-четвертых, Евангелие имеет несколько книг, написанных спустя много лет после смерти Иисуса на языке, на котором даже не говорил Иисус, что очень сильно усложняет анализ их достоверности. Коран же был записан в течение жизни Пророка и был заучен наизусть сотнями людей в первоначальном виде.

В-пятых, четыре канонических Евангелия были не единственными, и решение, что должно присутствовать в Евангелии, а что нет, было предоставлено суду людей. В Исламе не обсуждается, какая сура может быть в Коране, а какая нет.

Кроме того, утверждение о том, что Коран заимствован из Библии, опровергается существованием различий в основах вероучений. При поверхностном сходстве есть множество различий. Вот одно из них: библейская и кораническая концепция Бога различны. Бог в Библии описан как человек (Бытие 1:26, 9:6). Он устает и нуждается в отдыхе (Бытие 2:2, 2:3, Исход 20:11), забывает (Бытие 8:1, Исход 2:24). Это совершенно противоположно воззрениям, изложенным в Коране (2:255). Коран категорически отвергает идею усталости Аллаха от творения (50:38). В Библии описывается, как Бог гуляет по саду и люди могут скрыться от него, так что Бог не сразу может найти их (Бытие 3:8-11). Согласно Библии, Бог раскаивается за некоторые свои решения, из чего следует, что он, подобно человеку, либо не ведает о последствиях, либо подчинен причудливым настроениям (Бытие 6:6, Исход 32:14). Бог ревнив и часто описывается как Бог Израиля (Исход 20:5, 34:14). Нигде в Коране Аллах не рассматривается как Бог курайшитов, Господь арабов или Бог мусульман (Коран 1:1, 4:79). Согласно Библии, Бог, как и человек, имеет ноздри и рот и пребывает в густой темноте (2 Царств 22:9-15, 3 Царств 8:12, Числа 11:25 сравни с Коран 42:11). Иногда Бог даже нуждается в человеческом руководстве (Исход 12:13). Он боится человеческой власти и объединения (Бытие 11:5-9, 3:22-24). Такое описание не только отсутствует в Коране, но рассматривается как богохульство по отношению к величию Аллаха. Библейская концепция пророчества радикально отличается от концепции, представленной в Коране. В то время как Коран описывает пророков как лучшие образцы благочестия и честности (21:27, 22:52), в библейской версии почти все пророки совершают большие грехи. Пророкам приписываются некоторые постыдные деяния, например, поклонение Аарона идолу (Исход 32:1-20), подлая хитрость Иакова по отношению к его отцу Исаака (Бытие 27:16), приверженность Соломона к идолопоклонству (3 Царств 11:4). Авраам, якобы, заключил кровосмесительную женитьбу с Сарой (Бытие 12:10-12, 20:2-18). Пророк Лот в состоянии опьянения совершил кровосмешение со своей дочерью (Бытие 19:30-38). Пророк Давид не только украдкой заглядывался на Том, но и совершил супружескую измену с женой Урии, предварительно убив ее мужа (2 Царств 11:2-5, 11:15-18). Иуда совершил кровосмешение со своей законной невесткой. Сообщается даже, что Иисус грубо обошелся со своей матерью, сказав ей: “Что мне и тебе, жено?” (Евангелие от Иоанна 2:4). Коран же не обвиняет пророков ни в одном из перечисленных скверных грехов.

Также существуют различия во взглядах на мир и смысл жизни. Помимо этого, существует большая разница в рассказах, приведенных в Библии и Коране. В качестве примера можно привести историю Адама и Евы. Оба писания говорят об Адаме и Еве как о первых людях. Они жили в саду, и им было разрешено есть со всех деревьев, кроме одного. Но они уступили искушению сатаны и съели плод запретного дерева, за что были посланы жить на Землю. На этом сходства заканчиваются. А вот различия между двумя описаниями:

1. Библия говорит, что это было дерево знаний. Коран не придерживается этой точки зрения. В соответствии с Кораном, человеку было внушено знание хорошего и плохого, и Адам был научен природе этих вещей, хотя и ослушался Аллаха. (Бытие 2:16-17 сравни с Коран 91:7-8, 2:31-33).

2. В Библии женщина несет бремя этой ошибки, и в наказание Бог умножил ее страдания деторождением, из чего следует, что деторождение является расплатой за ошибку. А в Коране беременность описана как благородное и похвальное состояние. (Бытие 3:12-17 сравни с Коран 29:8, 46:15).

3. В Библии сатана соблазнил Еву. В то время, как Коран говорит, что сатана соблазнил их обоих, причем не упоминается ни змея, ни гадина, ни что иное в этом роде. (Бытие 3:1-7 сравни с Коран 2:36, 7:20).

4. Библия не упоминает о раскаянии Адама и Евы после этого проступка, а в соответствии с Кораном они раскаялись, после чего Аллах простил их. (Коран 2:37, 7:23).

5. В Библии подразумевается, что их жизненный путь на Земле был лишь наказанием, тогда как Коран утверждает, что это был план Аллаха еще до их создания. (Бытие 3:17-19 сравни с Коран 2:3).

Приведенные различия имеют очень серьезное значение. Библия подразумевает, что человек был совершенным до того, как вкусил плод, а после этого его натура изменилась. Согласно Корану, человек создан из смеси глины, которая является источником слабости, и душа его всегда была несовершенной. В то время как для христиан проблема состоит в том, как снова приобрести это первоначальное совершенство для спасения и возвращения в рай, Коран допускает совершение человеком некоторых ошибок и видит выход в искреннем желании исполнить предписания Бога. Кроме того, христианство убеждено в существовании первородного греха, а Коран говорит, что каждый ребенок рождается чистым, а человек несет ответственность лишь за свои собственные действия.

По мнению христиан, по причине первородного греха для примирения человечества с Богом требовалось пролить кровь. Коран утверждает, что для того, чтобы снискать прощение Аллаха, этого не требуется.

Тот факт, что Библия возлагает ответственность за падение мужчины на женщину, вносит большую разницу в положение и статус женщины в христианском и мусульманском обществе.

Между повествованиями об Аврааме, Исмаиле, Исааке, Лоте, Моисее и Иисусе в Коране и Библии также есть значительные различия. Поэтому утверждения, что Коран большей частью заимствован из Библии, безустовно, ошибочны. В действительности, даже исследователи, придерживающиеся теории о заимствовании, такие как Филипп Хитти, торопятся добавить, что “сходство не гарантирует заимствования или цитирования”. Они заявляют, что Мухаммад не пытался просто списать свое учение с Библии, считая, что он глубоко и полностью освоил ее, тщательно отредактировал, а затем приписал себе.

Ричард Белл пытался доказать, что Мухаммад не был хорошо знаком с Библией. Кеннет Крегг говорил, что “Мухаммад не имел личных контактов с переписчиками священных писаний ни одной из предшествующих религии. Почти отсутствуют факты, которые могли бы дать повод утверждениям о целенаправленном цитировании Заветов”.

Ослаблению теории о заимствовании способствует также наличие в Коране историй и отдельных эпизодов, отсутствующих в Библии. В частности, в ней отсутствует описание народов ад и самуд и их пророков Худа и Салиха. Такие эпизоды из жизни пророков, как беседа между Авраамом и его отцом и Авраамом и тираном Нимродом и многое другое, также не имеют параллелей в Библии.

Мы долго рассматривали два первых предположения о том, что Мухаммад является автором Корана, пытаясь продемонстрировать, как трудно противостоять утверждениям о божественном происхождении Корана. Но сами по себе эти трудности не доказывают того, что Коран является словом Господа. Они только показывают, что Мухаммад не является его автором и что Коран не является объединением иудейско-христианских писаний. Давайте рассмотрим теперь утверждение о божественной природе Корана.

ТЕОРИЯ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ

Мы уже останавливались на утверждении Корана о невозможности создания людьми чего-либо подобного ему. В свете современных научных данных, полный анализ содержания Корана подтверждает это утверждение. Оно также подкрепляется изумительным стилем и слогом Корана. Г. Миллер пишет: “Что касается количества чудес и удивительных конструктивных особенностей Корана, то мы видим их изобилие, а самое главное, необходимость”. Поэтому нам предоставляется возможность провести сравнение между Кораном и Библией в свете современной науки. Это можно сделать в области теории о сотворении мира, стадий его сотворения, даты рождения Земли и появления человека на Земле, описания крупных стихийных бедствий в истории человечества т.д.

1. Книга Бытия 1:3-5 утверждает, что день и ночь были сотворены в первый день. Свет, циркулирующий во Вселенной, является результатом различных реакций в звездах, которые, в соответствии с Библией, были созданы лишь на 4-й день. Как пишет Морис Букай в своей книге “Библия, Коран и наука: изучение священных писаний в свете современных знаний”: “Нелогично говорить о результате, то есть свете, в первый день, тогда как причина света была создана 3 дня спустя”. Более того, существование утра и вечера как элементов одного дня мыслимо только после создания Земли и ее вращения в свете собственной звезды – Солнца! В Коране нет таких непоследовательных утверждений.

2. В Книге Бытия 1:9-13 мы также находим, что растительность, плоды, фруктовые деревья были созданы в 3-й день. М. Букай спрашивает: “Как могли высокосложные овощи с их семенным воспроизводством появиться прежде появления Солнца, ведь согласно Книге Бытия оно не появляется вплоть до 4-го дня. То же касается и представления о чередовании дня и ночи”. В Коране также отсутствуют подобные утверждения.

3. Согласно Книге Бытия 1:14-19 на 4-й день появились Солнце, Луна и звезды. М. Букай пишет: “Как мы знаем, Земля и Луна произошли от Солнца. То, что сотворение Луны и Солнца происходит после сотворения Земли противоречит наиболее основательным исследованиям об эволюции солнечной системы”. В своей книге Букайль продожает перечислять непоследовательные утверждения Библии. Как считают христиане, сотворение Вселенной заняло 6 дней. Продолжительность каждого дня, очевидно, 24 часа. Коран также упоминает 6 дней, но используемое арабское слово может обозначать как 24 часовой день, так и продолжительный промежуток времени. В 4-ом аяте 32-ой суры Корана говорится, что Аллах создал небеса и Землю за 6 дней, но следующий аят уточняет, что продолжительность этого дня равна тысячам лет по тому, как мы считаем.

О суждениях Корана относительно создания небес и Земли вы можете найти в следующих аятах: 2:29, 21:11, 23:17, 25:59, 32:4, 50:38, 71:15-16, 78:12 и 79:27-33. О формировании Вселенной в Коране говорится: “Неужели неверные не знают, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели же они и после этого не уверуют?” (Сура “Пророки” 21:30). Коран отмечает, что небеса некогда были дымом (41:11), что также подтверждается современными исследованиями.

НАУЧНЫЕ ДАННЫЕ

Пришло время привести доказательства того, что коранические заявления абсолютно не противоречат современным научным открытиям.

1. В Коране 41:9-12 отмечается, что формирование небесных тел и Земли происходило в 2 периода. Рассмотрим лишь один доступный нам пример: Солнце и его подпродукт – Землю. Наука утверждает, что их формирование проходило через процесс конденсации первоначального вещества, а затем его разделения. Коран очень точно выражает процессы смещения и последующего разделения, начавшиеся в небесном “дыме”. Следовательно, существует точное соответствие между фактами науки и Кораном.

2. Ученые считают, что обе стадии формирования звезд и их спутников (подобно Солнцу и Земле) непрерывно связаны. Коран также подчеркивает существвание этой связи.

3. Существование на ранней стадии формирования “дыма”, упоминаемого в Коране, означает наличие газовой среды в материале, составляющем его, что ясно соответствует концепции о первоначальном веществе, выдвинутой современной наукой.

4. Существование семи небес также подтверждается современной наукой, исследующей астрофизику галактических систем. 5. Существование промежуточных творений между небесами и Землей, описанное в Коране, сравнивается с исследованиями связей материи, представляемых противоположными астрономическими системами (М. Букайль).

Вопрос состоит в том, как мог Мухаммад, живя в Аравийской пустыне 14 веков назад, написать библейское описание так развернуто, при этом умудрившись исключить все противоречащие научным фактам явления и по собственной инициативе добавить другие законы, которые наука лишь недавно сумела проверить?

Но давайте продолжим. Другая большая область для сравнения – данные о появлении человека на Земле. Используя генеалогические данные глав 1, 5, 11, 21, 25 Книги Бытия, можно сделать вывод, что Авраам родился на 1948 лет позже сотворения Адама. Время, разделявшее Авраама и Иисуса – 1800 лет, но время от Иисуса до Адама – 5800 лет. Эта оценка, бесспорно, ошибочна, и эта ошибка в Библии касается периода от Адама до Авраама.

Существует достаточно раскопок, антропологических и археологических доказательств того, что первые люди появились на Земле десятки тысяч лет тому назад. Поэтому исторические факты, описанные в Книге Бытия, несовместимы с твердыми представлениями современной науки. Что же касается Корана, то в нем этих фактов нет, благодаря чему подобная проблема не возникает.

Библейское описание потопа (главы 6, 7, 8 Книги Бытия) утверждают, что потоп был всемирным и уничтожил всю жизнь на Земле. Описание предполагает, что это событие произошло на 1656 году после сотворения Адама или за 292 года до рождения Авраама. Эти описания не соответствуют современным научным данным, так как если бы потоп уничтожил все человечество, то невероятно, как Авраам, который появился спустя 3 столетия, застал человечество, которое уже разделилось на различные сообщества. Тем более, если это человечество пошло всего лишь от трех сыновей Ноя и их жен.

Библия относит Авраама к 1800-1850 годам до нашей эры, и если бы потоп произошел так, как он описан в Книге Бытия, то он должен был прийтись на 21-22 век до нашей эры. Однако современная история утверждает, что в этот момент в различных частях мира существовали цивилизации, и как доказательста их существования мы имеем их останки. В Египте, например, это был период, предшествовавший Среднему Царству (2100 годы до нашей эры), промежуточный период перед Одиннадцатой династией. В Вавилонии правила Третья династия Ура.

Можно с определенностью утверждать, что каких-либо катаклизмов в истории этих государств в тот период не было. Таким образом, этот период не был временем всеобщего разрушения, как это описывается в Библии. Кораническая версия потопа не сообщает подобных данных. Кроме того, Коран говорит, что в ковчеге было больше людей, чем семья Ноя. В то же время один из сыновей Ноя не поехал в Ковчеге (11:40, 11:42). Коран не утверждает, что потоп был всемирным. Если исходить из того, что единственным достоверным документом, которым мог пользоваться Мухаммад, была Библия, то он скопировал бы и ее ошибки. Но Коран исправил библейскую историю задолго до научных исследований.

Сравнительно большой интерес библеистов, изучающих Книгу Исхода, вызывает отсутствие в ней каких-либо сведений о теле фараона, отвергшего проповедь Моисея, после его смерти. (Исход 14:23, 28-29). Эта деталь встречается в Псалтире (106:13, 15:158) и Коране. Коран ясно описывает, что произошло с телом: “Сегодня Мы сохраним твое тело, чтобы ты был знамением для последующих поколений. Воистину, многие люди пренебрегают Нашими знамениями!” (Сура “Йунус” 10:92).

Удивительно то, что Пророк проповедовал Коран людям в то время, когда все фараоны были в могилах в пирамидах на противоположной стороне Нила. Вплоть до 19 века, пока не были найдены их гробницы, о них ничего не было известно. Как утверждает Коран, тело фараона, причинившего мучения Моисею и иудеям, фактически было спасено. Несмотря на то, что оно было найдено под водой, сегодня посетители могут увидеть его в Королевской музейной комнате Египетского музея в Каире.

Еще одной областью сравнения может быть генеалогия Иисуса. Две совершенно разные генеалогии, рассмотренные в Евангелиях от Матфея и от Луки, дают повод для сравнения и проверки их истинности. Каждый должен сразу заметить, что мужская линия совершенно неуместна для Иисуса. Таким образом, генеалогия Иисуса является генеалогией Марии. В Коране Иисус всегда называется сыном Марии. В Коране его предками называются Нух, Авраам и Имран – отец Марии: “Воистину, Аллах возвысил над всеми обитателями миров Адама, Нуха, род Ибрахима и род Имрана по нисходящей линии одних от других” (Сура “Семейство Имрана” 3:33-34). Имеющиеся в Библии ошибки, касающиеся предков Иисуса, отсутствуют в Коране.

Надо отметить, что Коран имеет огромное количество информации, не содержащейся в Библии, и сотни законов, и ни одно из утверждений Корана не является ложным. Воистину, это изумительно. Тем не менее, множество точных исторических и научных законов, содержащихся в Коране, вовсе не доказывает его божественного происхождения. Однако мы делаем ударение на следующих моментах:

1. Коран является не только собранием точных научных данных, а из всех коранических утверждений нет ни одного, ложность которого можно было бы доказать.

2. Законы, описываемые в Коране, таковы, что для их установления необходимы лабораторные исследования. При этом они просты для наблюдений в природе.

3. История науки подтверждает, что во времена Пророка таких лабораторий не было и быть не могло.

4. Пророк не умел ни читать, ни писать.

Вот краткое перечисление коранических законов, взятое из книги М. Букайля “Библия, Коран и наука”, без их детального анализа с точки зрения современной науки.

1. Расширение Вселенной есть наиболее важное открытие современной науки. Сегодня это твердо установлено, и ведутся лишь некоторые дебаты о виде расширения. Следующий аят Корана является описанием этого: “Мы воздвигли небо руками, и Мы его расширяем” (Сура “Рассеивающие” 51:47).

2. Известно, что Солнце является звездой, интенсивно распространяющей тепло и свет от своих внутренних процессов, а Луна просто отражает свет, поступающий от Солнца. Коран говорит: “Благословен тот, который воздвиг на небе созвездия, светильник и сияющий месяц” (Сура “Различение” 25:61). Луна в этом аяте описывается как тело, дающее свет, а Солнце сравнивается с факелом или пылающей лампой.

3. Есть два очень важных аята об орбитах Луны и Солнца. В 33-ем аяте 21-ой суры говорится: “Именно Он создал ночь и день, солнце и месяц. Все они плывут по своему своду”. В 40-ом аяте 36-ой суры же говорится: “Солнцу не надлежит догонять месяц, и ночь не опередит день. Каждый плывет по своему своду”. Здесь утверждается существование у Солнца и Луны орбит, а также упоминается их собственное движение. Упоминается также, что Солнце движется по орбите, но нет сообщений о том, как оно движется и как орбита Солнца связана с Землей. Во времена коранических откровений полагали, что Солнце движется вокруг неподвижной Земли. Это – геоцентрическая система. Она была довлеющей со времен Птолемея (2 век до н.э.) вплоть до эпохи Коперника (16 век н.э.). Хотя люди и придерживались этой концепции, но в Коране эти взгляды не нашли отражения.

4. Во времена, когда придерживались мнения, что Земля является центром мира, а движение Солнца подчинено Земле, Мухаммад осмелился, обосновывая смену дня и ночи, сослаться на движение Земли? Непрерывность смены дня и ночи вполне ясно описана в Коране: “Он закрывает ночью день, который непрестанно за ней движется” (Сура “Преграды” 7:54); “Он обвивает ночью день и днем обвивает ночь” (Сура “Толпы” 39:5). Сейчас это легко понять, но во времена Пророка даже круглая форма Земли еще только обсуждалась.

5. Сегодня, когда в аятах Корана рассматривается роль воды в жизни, это кажется нам предельно очевидным. В наш век все мы в большей или меньшей степени знаем о круговороте воды в природе. Если же мы рассмотрим различные мистические концепции тех времен, то увидим, что Коран не выражает ни одной из тех идей.

Например, Платон полагал, что возвращение воды в океан происходит через бездну Тартара. Талес из Милетуса создал теорию о том, как вода давит на поверхность континента, какое значение имеет ветер и как вода проникает в почву. Вплоть до 18 века эта теория имела множество сторонников, среди которых был и Декарт. Аристотель полагал, что вода испаряется с поверхности Земли и что она собрана в прохладные пещеры. В Коране нет и следа ошибочных идей, распространенных во времена Мухаммада. В 18-ом аяте 23-ей суры говорится: “Мы низвели с неба воду в меру, и, воистину, в Нашей власти испарить ее”. Об этом также говорится в следующих аятах: 7:57, 15:22, 23:18-19, 25:48-49, 30:48, 35:9 и 50:9-11. Так, например, в 21-ом аяте 39-ой суры говорится: “Разве ты не видишь, что Аллах ниспосылает с неба воду и наполняет ею источники”.

6. Современное геологическое описание образования Земли основано на исследованиях земной коры на глубину до 10 миль. Устойчивость земной коры является результатом феноменальности ее образования. Неудивительно найти в Коране аяты о горах, благодаря которым и обеспечивается эта устойчивость: “И горы – Он утвердил их” (Сура “Выпывающие” 79:32); “Он установил на Земле горные твердыни, чтобы она не колебалась вместе с вами” (Сура “Пчелы” 16:15).

7. В аятах 13:12-13 и 24:43 речь идет об атмосферном электричестве и, как его следствие, о граде и молниях и содержатся сообщения о тяжелых дождевых облаках, содержащих град: “Разве ты не видишь, что Аллах рассеивает облака, потом сгоняет их в тучи, затем обращает в тучи, из расщелин которых, как ты видишь, ниспадает ливень. Он низвергает с неба горы туч, полных града, и поражает им, кого желает, и отгоняет, от кого пожелает. Блеск Его молний чуть ли не ослепляет людей” (Сура “Свет” 24:43).

8. В 125-ом аяте 6-ой суры описывается факт затруднения дыхания на большой высоте: “Кого Аллах желает вести прямым путем, тому Он облегчает принятие Ислама, а кого пожелает сбить с пути, тому Он сдавливает и сжимает грудь, как будто бы он поднимается на небо”. 9. Коран описывает зарождение жизни полно, прямо и кратко. Например, 30-ый аят 21-ой суры гласит: “Неужели неверные не знают, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели же они и после этого не уверуют?”

М. Букайл пишет: “Жизнь фактически началась в воде, и вода является основным компонентом всех живых клеток. Без воды жизнь просто невозможна. Современные исследования дают нам понять, что старейшие животные образования должны были принадлежать к царству растений: морские водоросли господствавали в докембрийский период – эпоху наиболее древней земли. Организмы, принадлежащие животному миру, возможно, появились несколько позже, однако они также возникли из воды”.

10. Рассматривая воспроизводство в мире растений, мы должны помнить, что существует 2 типа воспроизводства, но лишь один из них может называться так в полном смысле слова, так как он определяет биологический процесс, имеющий своей целью появление нового индивида, тождественного индивидам, дающим ему рождение. Это – половое размножение у растений, которое осуществляется путем соединения мужской и женской частей одного вида растения. Что же касается бесполого размножения, то оно всего лишь является увеличением численности вида. В Коране описана первая форма размножения: “Он – Тот, который сделал для вас землю равниной и проложил для вас по ней дороги и низвел с неба воду. Благодаря ей Мы вывели пары различных растений” (Сура “Та Ха” 20:53).

11. Описывая пчел, Коран говорит: “Твой Господь внушил пчеле: воздвигай улья в горах, на деревьях и в строениях, а потом пей нектар разных плодов и летай смиренно по путям, указанным Господом твоим. Затем питье разных оттенков, которое дарит людям исцеление” (Сура “Пчелы” 16:68-69). Эти два аята содержат в себе 3 главных утверждения:

а) Поведение пчел управляется Аллахом. Заключительная первая организация поддерживает их поведение. Известно, что, используя особые типы танцев, пчелы поддерживают между собой связь, а особым способом полета они сообщают направление и расстояние до цветов с готовым нектаром. Знаменитые эксперименты, проведенные фон Фришем, выявили смысл движений этих насекомых.

б) Мед может использоваться как лекарство при определенных болезнях, и это действительно доказано.

в) Рабочие пчелы, ищущие пищу, являются самками, и используемый в аяте глагол также указывает на их принадлежность. Это тем более удивительно, так как вплоть до недавнего времени люди полагали, что рабочие пчелы – самцы. К примеру, в одной из своих поэм об этом писал Шекспир. Описывая пчел, Британская энциклопедия пишет: “Наиболее многочисленная группа пчел – рабочие, которые являются самками. Они кормят выводок, очищают дом, борятся с вторжением врагов, строят соты, собирают нектар и пыльцу”.

13. Источник формирования животного молока описан в Коране в точном соответствии с данными современной науки. “Воистину, в домашней скотине для вас назидание: Мы поим вас тем, что образуется в их желудках между пометом и кровью, – молоком чистым, приятным на вкус” (Сура “Пчелы”, 16:66). Молоко образуется в молочных железах. Здесь оно обогощается благодаря переваренной пище, питательные вещества которой приносятся туда током крови. Поэтому кровь играет роль собирателя и проводника питательных веществ к млечным железам, производителям молока. Эта точнейшая концепция явилась результатом исследований по изучению системы пищеварения, проделанных химиками и физиологами, но во времена Пророка это было совершенно неизвестно. Показателен факт, что открытие циркуляции крови было сделано лишь спустя 10 веков после ниспослания коранических откровений. Поэтому М. Букайл признается: “Я считаю, что существование в Коране этих аятов указывает на то, что эти концепции не имеют объяснения”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *